Получи документы

Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ

Галина Попелышко
Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ

КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова».

Воспитатель: Попелышко Галина Николаевна,

первая квалификационная категория

Слайд 2

Начать своё выступление хотелось бы со строчек стихотворения, посвященного ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Публикация «Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах

Мир «особого» ребенка

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребенка

Необычен и красив.

Неуклюж, порою странен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он так закрыт?

Почему он так испуган?

Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка –

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребенка

Допускает лишь своих!

Наталья Калиман

Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда актуальна, а путь к выздоровлению для многих детишек остается длинным и сложным процессом.

Еще в недавнем прошлом большинство из таких «особых» детей вынуждены были сидеть дома. Сейчас введение ФГОС дошкольного образования предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Чем раньше такой ребенок будет вовлечен в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.

Основная задача педагога направлена на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.

Современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к проявлению их творческой индивидуальности. Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает ребенка в выстраивании позитивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, осуществляет руководство совместной деятельностью детей, помогает регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.

Слайд 3

Одним из эффективных средств в организации позитивного общения с ребенком с ОВЗ является театрализованная игра. Вступая в игровое общение с ребенком через театрализованную деятельность, педагог имеет возможность для решения целого ряда задач в различных направлениях образовательного процесса, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.

Слайд 4

Первая и самая главная задача для детей с ограниченными возможностями здоровья – это социальная адаптация

Трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучаются самым необходимым умениям и навыкам, которые впоследствии могут являться основой для участия в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и праздниках.

Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери») В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В игре легче происходит формирование бытовых навыков, элементарных навыков общения друг с другом и взрослыми.

Изобразительная деятельность. В процессе занятий дети имеют возможность вспомнить сказки, персонажей разных произведений, воспроизвести некоторые диалоги

Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, я стимулирую развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.

Слайд 5

o Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.

Слайд 6

o В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.

Слайд 7

o Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.

Слайд 8

Для формирования социально-адекватного поведения у детей

были поставлены следующие задачи:

Задачи:

Развитие эмоциональной сферы детей.

Происходит через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т. д.).

Повышение уровня самооценки у детей.

На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.

Слайд 9

Реализация творческих возможностей каждого ребенка.

В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль.

Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.

Помогает обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога.

Театрализованная игра создаёт благоприятные условия для развития чувства эмпатии, партнерства, освоения новых способов взаимодействия. Я предлагаю детям такие игры:

• Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться).

• Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание).

• Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?

• Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?

Слайд 10

Развитие компенсаторных возможностей у детей.

Использую любые способности и возможности детей. Не делю их по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.

Слайд 11

Постепенно усложняю игровые задания и игры-драматизации:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").

Слайд 12

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").

Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").

Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").

С ребятами можно обыгрывать сценки, проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения, например,

• куклы подрались из-за игрушки, одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть - предлагается ребенку придумать, как помирить их;

• одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет-предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать;

• одна из кукол не хочет идти на прогулку - предлагается ребенку перечислить, что хорошего и интересного на прогулке;

• одна из кукол жадничает, не хочет делиться игрушками - предлагается ребенку найти правильные слова.

Слайд 13

Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:

знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;

развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;

активизируется собственная речь;

активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;

обогащается словарный запас;

совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;

развивается эмоционально-волевая сфера;

корректируется поведение;

формируется самостоятельность и активность.

Таким образом, театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка, и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости. Она способствует развитию как образного, так и логического мышления, двигательной активности и других личностных качеств.

Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, после участия в совместных постановках, легче вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Более свободным и раскрепощённым становится их тело, увеличивается словарный запас, развивается речь и творческие способности.

Опыт показывает, что театрализованная деятельность помогает развивать у детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству и формированию у детей положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

Театрализованная деятельность облегчает адаптацию детей к новым социальным условиям, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, учит овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.

Слайд 14

Книга

Литература:

Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М. : Просвещение, 2005. - 126 с.

Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] - М., 2005. - 278 с.

Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с. 3

Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология. [Текст] - М., 2006. - 483 с.

Веракса, Н. Е. ,Булычева, А. И., Варенцова, Н. С. и др. учебное пособие /Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе. -М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 94 с.

Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2008.

Выготский, Л. С. Обучение и развитие в детском возрасте. [Текст] - М., 2006.- 305 с.

Выготский, Л. С. Психология искусства[Текст] - под ред. М. С. Ярошевского. - М. : Педагогика, 2007. - 344 с.

Генов, Г. В. Театр для малышей. - М. : Просвещение, 2011. - 154 с.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Аппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детейАппликация из осенних листьев — эффективное средство для развития познавательных процессов детей Активизация и развитие познавательных процессов дошкольников - основа для их всестороннего развития и подготовки к успешному обучению в.

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста»Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность — эффективное развитие дошкольников младшего возраста» Дошкольный возраст - это период формирования у ребенка интересов и отношения к окружающему. Очень важно, начиная с младшего возраста, показывать.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Техносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДАТехносреда  «Инженерики» как эффективное средство гармонизации и психоэмоциональных проявлений детей с нарушениями ОДА Пояснительная записка: Жизнь современных детей протекает в быстро меняющемся мире, который представляет серьезные требования к ним. Одна.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ
Опубликовано: 21 ноября 2022 в 06:28
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ» (включая файлы) размещена пользователем Галина Попелышко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД