Галина Попелышко
Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ
КОГОБУ для детей-сирот «Детский дом «Надежда» ОВЗ г. Кирова».
Воспитатель: Попелышко Галина Николаевна,
первая квалификационная категория
Слайд 2
Начать своё выступление хотелось бы со строчек стихотворения, посвященного ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Публикация «Театрализованная игра как эффективное средство социализации детей с ОВЗ» размещена в разделах
- ОВЗ. Сценарии развлечений
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Необычен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
Наталья Калиман
Было бы замечательно, если бы все дети на земле были здоровы. Но, к сожалению, это не так – и сегодня проблема увеличения числа детей с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов, как никогда актуальна, а путь к выздоровлению для многих детишек остается длинным и сложным процессом.
Еще в недавнем прошлом большинство из таких «особых» детей вынуждены были сидеть дома. Сейчас введение ФГОС дошкольного образования предполагает создание в дошкольных образовательных организациях условий для воспитания и развития детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися детьми. Чем раньше такой ребенок будет вовлечен в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Основная задача педагога направлена на то, чтобы обеспечить детей с ОВЗ компетенциями, необходимыми им для успешной социализации в современном обществе.
Современная система образования, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, к проявлению их творческой индивидуальности. Воспитатель – главный помощник ребенка, который: облегчает, содействует, сопровождает ребенка в выстраивании позитивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками, осуществляет руководство совместной деятельностью детей, помогает регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты.
Слайд 3
Одним из эффективных средств в организации позитивного общения с ребенком с ОВЗ является театрализованная игра. Вступая в игровое общение с ребенком через театрализованную деятельность, педагог имеет возможность для решения целого ряда задач в различных направлениях образовательного процесса, связанных с речевым, социальным, эстетическим, познавательным развитием ребенка.
Слайд 4
Первая и самая главная задача для детей с ограниченными возможностями здоровья – это социальная адаптация
Трудовая деятельность и развитие моторики. На этом этапе дети обучаются самым необходимым умениям и навыкам, которые впоследствии могут являться основой для участия в театрализованных играх, музыкальных спектаклях и праздниках.
Сюжетные игры («У нас гости», «Угостим кукол чаем», «Дочки-матери») В сюжетно-ролевой игре дети отражают впечатления, полученные из жизни. В игре легче происходит формирование бытовых навыков, элементарных навыков общения друг с другом и взрослыми.
Изобразительная деятельность. В процессе занятий дети имеют возможность вспомнить сказки, персонажей разных произведений, воспроизвести некоторые диалоги
Театрализованные игры с использованием разных видов театра (пальчиковый, настольный, плоскостной театр на ковролине, би-ба-бо). Проводя такие игры, я стимулирую развитие диалогической речи у детей с ОВЗ.
Слайд 5
o Театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Слайд 6
o В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности.
Слайд 7
o Театрализованная деятельность способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции.
Слайд 8
Для формирования социально-адекватного поведения у детей
были поставлены следующие задачи:
Задачи:
Развитие эмоциональной сферы детей.
Происходит через игру, где эмоциональные характеристики каждого героя позволяют детям испытать разнообразные чувства (гнев, страх, радость, печаль и т. д.).
Повышение уровня самооценки у детей.
На этом этапе очень важно сформировать у детей уверенность в себе, в свои силы, свои возможности и способности. Дети учатся преодолевать тревожность, робость и страх.
Слайд 9
Реализация творческих возможностей каждого ребенка.
В любой театрализованной постановке, не зависимо от выраженности диагноза (двигательных способностей детей, уровня умственного развития, каждый ребенок исполняет доступную для него роль.
Формирование умения вступать в диалогическое взаимодействие с детьми и взрослыми.
Помогает обогащению словарного запаса, формированию грамматического строя речи, формированию монолога и самое главное диалога.
Театрализованная игра создаёт благоприятные условия для развития чувства эмпатии, партнерства, освоения новых способов взаимодействия. Я предлагаю детям такие игры:
• Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться).
• Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание).
• Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
• Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?
Слайд 10
Развитие компенсаторных возможностей у детей.
Использую любые способности и возможности детей. Не делю их по принципу сохранности интеллекта, по уровню двигательных возможностей детей, и поэтому каждый ребенок, чувствуя поддержку, испытывает радость и желание участвовать в новых играх и следующих постановках.
Слайд 11
Постепенно усложняю игровые задания и игры-драматизации:
Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека ( выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево).
Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
Игра-импровизация под музыку ("Веселый дождик", "Листочки летят по ветру и падают на дорожку", "Хоровод вокруг елки").
Слайд 12
Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель ("Катя, Катя маленька. ", "Заинька, попляши. ", В. Берестов "Больная кукла", А. Барто "Снег, снег").
Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова "Елочка"; К. Ушинский "Петушок с семьей", "Васька"; Н. Павлова "На машине", "Земляничка"; Е. Чарушин "Утка с утятами").
Ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка", "Заюшкина избушка", "Три медведя").
Инсценирование фрагментов сказок о животных ("Теремок", "Кот, петух и лиса").
Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев "Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок").
С ребятами можно обыгрывать сценки, проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения, например,
• куклы подрались из-за игрушки, одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть - предлагается ребенку придумать, как помирить их;
• одна из кукол обижает всех остальных, царапает, щиплет-предлагается ребенку найти способ уговорить ее так не делать;
• одна из кукол не хочет идти на прогулку - предлагается ребенку перечислить, что хорошего и интересного на прогулке;
• одна из кукол жадничает, не хочет делиться игрушками - предлагается ребенку найти правильные слова.
Слайд 13
Как показывают наблюдения, участие детей в театрализованной деятельности положительно влияет на многие факторы в их развитии:
знания и умения детей об окружающем мире значительно расширяются и углубляются;
развиваются психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление;
активизируется собственная речь;
активнее и успешнее формируются навыки невербального общения;
обогащается словарный запас;
совершенствуется моторика, координация движений, плавность и целенаправленность движений;
развивается эмоционально-волевая сфера;
корректируется поведение;
формируется самостоятельность и активность.
Таким образом, театрализованная деятельность наиболее полно охватывает личность ребенка, и отвечает специфике развития его психических процессов: цельности и одномоментности восприятия, легкости воображения и веры в превращения, эмоциональной восприимчивости. Она способствует развитию как образного, так и логического мышления, двигательной активности и других личностных качеств.
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья, после участия в совместных постановках, легче вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. Более свободным и раскрепощённым становится их тело, увеличивается словарный запас, развивается речь и творческие способности.
Опыт показывает, что театрализованная деятельность помогает развивать у детей терпимость к недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству и формированию у детей положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.
Театрализованная деятельность облегчает адаптацию детей к новым социальным условиям, помогает им адекватно воспринимать себя и других людей, учит овладевать конструктивными формами поведения и основами коммуникабельности в обществе.
Слайд 14
Книга
Литература:
Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. [Текст] - М. : Просвещение, 2005. - 126 с.
Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] - М., 2005. - 278 с.
Бочкарева, Л. П. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Методическое пособие для специалистов по дошкольному образованию. [Текст] - Ульяновск, ИПКПРО, 2010. - с. 3
Венгер, Л. А., Мухина В. С. Психология. [Текст] - М., 2006. - 483 с.
Веракса, Н. Е. ,Булычева, А. И., Варенцова, Н. С. и др. учебное пособие /Тетрадь для диагностики готовности ребенка к школе. -М. : Мозаика-Синтез, 2009. - 94 с.
Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок. [Текст] - М., 2008.
Выготский, Л. С. Обучение и развитие в детском возрасте. [Текст] - М., 2006.- 305 с.
Выготский, Л. С. Психология искусства[Текст] - под ред. М. С. Ярошевского. - М. : Педагогика, 2007. - 344 с.
Генов, Г. В. Театр для малышей. - М. : Просвещение, 2011. - 154 с.