Галина Агапова
Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у нормально развивающихся сверстников. Ограниченность жизненного опыта в силу нарушения познавательной деятельности обуславливает нечёткость, упрощённость и искаженность общих представлений, а недостаточный объём знаний о жизни, деятельности и отношениях людей, окружающем мире у детей с нарушением интеллекта приводит к нарушению связей с социумом, культурой. Основной сферой протекания процесса социально-психической адаптации личности является, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия. Поэтому целесообразно организовать учебно-воспитательный процесс, коррекционно-развивающую работу в РЦ в направлении социального становления ребёнка с ОВЗ как личности.
Публикация «Театрализованная деятельность в развитии детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Одним из видов детской деятельности, широко используемых в процессе воспитания и всестороннего развития, является театрализованная игра. Игра помогает ребёнку активизировать и обогащать словарь, развивать интерес к литературе, психические процессы, пантомимические навыки, способствует нравственно-эстетическому воспитанию. Театрализованная игра не только, как эффективное средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей детей с нарушением интеллекта, но и как средство развития познавательной, эмоциональной, двигательной сферы. Так развитие мотивационно-потребностной сферы осуществляется, во-первых, через изменение положения ребёнка в системе взаимоотношений с окружающим миром; во-вторых, в процессе овладения предметами культуры, закреплёнными в художественных произведениях; в-третьих, в развитии гуманной, экологической и социальной направленности мотивации детей, в привитии интереса к природному и художественному миру, к взрослым людям как носителям определённых социальных ролей, а также к сверстникам как партнёрам по совместной деятельности.
Из всех видов игр театрализованная игра оказывает особое воздействие на развитие способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на место другого в различных ситуациях и находить адекватные способы содействия.
Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Театрализованные игры играют очень важную роль во всесторонней коррекции и компенсации аномалий развития, в подготовке «особых» детей к жизни и труду. В результате дети получают представления, которые затем закрепляются в реальной жизни. Таким образом, дети усваивают социальный опыт, преодолевая познавательный «эгоцентризм», негативные формы поведения. Целью использования театрализованной деятельности является формирование и коррекция социального, эмоционального, интеллектуального потенциала ребёнка.
Подводя итог можно сказать о том,что театрализованная деятельность позволяет решать такие педагогические задачи как:
1. Формирование выразительности речи у детей.
2. Привитие ребенку устойчивого интереса к родной культуре, литературе, театру.
3. Совершенствование познания окружающего мира, участвуя в театрализованных играх (дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений).
4. Развитие творческих способностей детей через театрализованные игры.
5. Формирование уважительного отношения друг к другу.
6. Учить познавать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Таким образом, использование театрализованной игры как средства коррекции и развития детей с нарушением интеллекта, знакомит с миром прекрасного, расширяет представление об окружающем, а главное способствует психологической адаптации ребёнка в социуме и является эффективным средством социализации детей.