Светлана Томилина
Представление педагогического опыта «Театрализованная деятельность в развитии речи детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Актуальность работы заключается в том, что в ДОО театрализованная деятельность является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – это средство эмоционально – эстетического воспитания детей. Театральная деятельность близка и понятна ребёнку, она является неисчерпаемым источником эмоциональных открытий. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получая огромное наслаждение. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театрализация является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Публикация «Представление педагогического опыта „Театрализованная деятельность в развитии речи детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи - умения общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, а также интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развития музыкальных и творческих способностей. Эмоциональное воздействие произведений театрального искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями, что и способствует развитию речи ребёнка.
Неся в себе такой положительный импульс, театральная деятельность широко использоваться в работе с детьми.
Условия формирования ведущей идеи опыта
Работа по проблеме " Театрализованная деятельность в развитии речи детей раннего возраста " мной ведётся с 2016 года.
Цель: Формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.
Достижение обозначенной цели предполагает решение следующих задач:
1. вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;
2. целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря;
3. формировать потребности детей в театрализованной деятельности, способности понимать произведения русского поэтического фольклора и произведения детской художественной литературы;
4. побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, сюжетными игрушками, с целью ознакомления с ними.
Концептуальность
Новизна опыта состоит в том, что тема охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности : познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. Дети проявляют творчество и в изобразительной деятельности – самостоятельно выбирают материал для изготовления различных видов театров, по-своему изображают героев сказки, передавая в рисунке свое отношение к нему, каким он представляет, видит данного героя, передает в рисунке эпизоды рассказа, придуманные им самим.
Концептуальность опыта определяется следующими основополагающими принципами и приемами.
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия: принятие и поддержка индивидуальности ребенка, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип системности: работа проводится систематически весь учебный год.
Принцип доступности: учитываются возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.
Принцип интеграции: художественно-эстетическое развитие взаимосвязано с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи: родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Принцип научности: содержание учебного материала и методы его изучения должны быть научными и соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип результативности: предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Наличие теоретической базы опыта
Теоретическая база опыта основывается на публикации таких авторов, как: Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : игры, упражнения, сценарии. М. :ТЦ Сфера, 2009.; Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1991.; Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду. Разработка занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. М. : Школьная пресса,2004, Ребенок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли, инсценировки, игры для детей 4-7 лет/ сост. Власенко О. П. Волгоград: Учитель, 2009; Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: программа и репертуар. М. : Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС 2003., Фольклор - музыка - театр : программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих вместе с дошкольниками: Програм. -методич. пособие /под редакцией Мерзляковой С. И. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС 2003,;