Ирина Павлик
Театрализованная деятельность в ДОУ во всех видах деятельности в соответствии с ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Почему именно театрализованная деятельность?
Это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Публикация «Театрализованная деятельность в ДОУ во всех видах деятельности в соответствии с ФГОС» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, мы решаем комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО :
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
• воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества, оценка поступков и пр.) ;
воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;
• развитие эмоций;
• воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе.
Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ;
• наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ;
• обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлений;
• развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи;
• обогащение словаря: образных выражений, сравнений, эпитетов, синонимов, антонимов и пр. ;
• овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к высокохудожественной литературе, музыке, фольклору;
• развитие воображения;
• приобщение к совместной дизайн-деятельности по моделированию элементов костюма, декораций, атрибутов;
• создание выразительного художественного образа;
• формирование элементарных представлений о видах искусства;
• реализация самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи;
• умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;
• выразительность исполнения основных видов движений;
• развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.
Театрализованная деятельность в детском саду может быть включена, в соответствие с ФГОС, в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной и т. д.) ; образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей.
Дошкольное детство особенно в младшем возрасте- это период освоения норм морали и социальных способов поведения. Когда малыш начинает активно жить в обществе, сталкивается с множеством проблем и трудностей. Они связаны только с тем, что он ещё мало знает об этом мире, а должен и хочет его познать. И вот в процессе этого познания он становится личностью со своим мировоззрением, со своим пониманием добра и зла, со своими реакциями на поступки других и своим поведением.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь малыша в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения; учить играя. Она является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, театрализованная деятельность развивает эмоциональную сферу ребёнка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире. Развивается внимание, память, восприятие, воображение. Активизируются и совершенствуются словарный запас, строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, выразительность речи.
Мой многолетний опыт работы с детьми младшего дошкольного возраста показывает, что у большинства малышей не сформированы навыки и привычки культурного поведения, возникает агрессивность или наоборот, чрезмерная застенчивость и неуверенность в себе. Поэтому в развитии нравственного поведения, личности ребёнка младшего дошкольного возраста считаю эффективны театрализованные игры.
Театрализованные игры делают возможным знакомство младших дошкольников с окружающим миром через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеётся герой сказки, грустит, огорчается вместе с ним, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Любимые герои становятся образцом для подражания. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившемся образом. Способность к такой индентификации и позволяет через театрализованные игры оказывать влияние на детей. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, малыш добровольно принимает и присваивает свойственные ему черты.
Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослых достойных поступков создаёт ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.
Задачи которые я ставлю перед собой в своей работе.
-Учить детей оценивать свои поступки и поступки своих товарищей, сравнивая их поступкам персонажей сказок.
-Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать не перебивая; говорить обращаясь к партнёру).
-Учить детей действиям с воображаемыми предметами.
-Учить импровизировать игры драматизации-на тему знакомых сказок.
-Воспитывать доброжелательность и коммуникабельность в отношениях со сверстниками.
-Формировать и активизировать познавательный интерес детей к театрализованным играм.
-Развивать сферу чувств, соучастия, сопереживания.
Основными методами моей работы является метод активного восприятия, позволяющий детям накапливать сведения о произведениях искусства и окружающего мира.
В своей работе использую разнообразные формы:
1 Беседа
Беседуя с детьми побуждаю их думать и говорить. Задавая два-три вопроса, даю детям высказаться. Это позволяет мне понять что дети думают, что знают из личного опыта.
2 Чтение сказок и художественных произведений
Например: В. Сутеев «Кораблик», «Под грибком», А. Барто «Помощница» Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка поскольку детям легче оценивать поступки и поведение других, чем собственные.
Цели :
Развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
обогащение словаря детей, активизация его;
совершенствование диалогической речи, её грамматический строй;
способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.
Основные направления развития театрализованной игры состоит в постепенном переходе ребё нка:
-от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
-от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трёх пяти сверстников, исполняющих роли;
от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя.
В нашей группе созданы все необходимые условия для театрализованной деятельности детей. Мы создали уголок, который включает следующие виды театра :
пальчиковый театр;
настольный театр;
театр из картона;
кукольный театр; ширма (би-ба-бо);
фланелеграф-театр картинок;
театр игрушек (используются любые обыкновенные игрушки);
театр масок;
театр кружек, на палочке.
В первую очередь, необходимо формировать интерес к театральным играм, складывающийся в процессе просмотра настоящих кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых малышам потешек, стихов, сказок.
В дальнейшем важно стимулировать желание ребёнка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачины и концовки сказки.
Перчаточные и другие куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.
Выполнение данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребёнок.
Театрализованная деятельность в детском саду позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу.
Наблюдая за своими малышами в 1 младшей группе, я обратила внимание на то, как наши детки внимательно и с интересом смотрят показываемые мною сказки, потешки, стихи с помощью театра игрушек, театра картинок, театр петрушек, а потом с удовольствием всё то, что смотрели повторили, так как театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств; это художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Благодаря таким игровым действиям наши ребята начали говорить, так как театрализованная деятельность является наиболее эффективным средством, доступным для понимания
Мы приобрели Матрёшки-«сказки». «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Сначала я им показывала сказки, раскрывая и собирая матрёшки, а потом они и сами стали просить их. Раскрывая матрёшки- персонажи, выставляя их друг за другом, малыши постепенно стали рассказывать сказки.
Таким образом, театрализованная деятельность способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, т. к. и взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры. Именно в общем, спектакле или концерте ребёнок естественно и непринуждённо усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образы поведения. Кроме того, в развлечениях и праздниках, воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человечка, забота о нём, доброжелательные отношения между взрослыми и детьми.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение к друг другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Благодаря театрализованной игре раскрепощается внутренний мир ребёнка, пропадает комплекс «я не умею». Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.