Галина Коваленко
Развитие речи детей во всех видах деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Достоинство речи-быть ясной и не быть низкой» Аристотель
Цель:
расширить и углубить свои знания по теме : «Развитие речи детей во всех видах деятельности»; практическое применение.
Овладение родным ЯЗЫКОМ, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматриваются в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (Концепция дошкольного воспитания. - М. ,1989).
Публикация «Развитие речи детей во всех видах деятельности» размещена в разделах
Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом. Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л. С. Выготский пришел к следующему выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Важнейшим средством развития речи является общение.
Речь, являясь средством общения, возникает на определенном этапе развития общения. Формирование речевой деятельности представляет собой сложный процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми, осуществляемого с помощью материальных и языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребенка, а формируется в процессе его существования в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности ребенка. Противоречия, возникающие в общении, ведут к возникновению и развитию языковой способности ребенка, к овладению им все новыми средствами общения, формами речи. Это происходит благодаря сотрудничеству ребенка с взрослым, которое строится с учетом возрастных особенностей и возможностей малыша.
Анализ поведения детей показывает, что присутствие взрослого стимулирует употребление речи, они начинают говорить только в ситуации общения и только по требованию взрослого.
Начав изучать данную тему, мною был составлен план работы по самообразованию (прилагается). Основной программой, которая была использована, является «Детство» : Программа развития и воспитания детей в детском саду под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой; большая часть материала взята из «Методики развития речи и обучения родному языку дошкольников» Алексеевой М. М., Яшиной В. И. .
Изучив теоретический материал, продолжила строить дальнейшую работу по данной теме.
Специфика проявления овладения родным языком
Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка
1. Характеристики, 1.1. Средство общения, форма социального взаимодействия;
отражающие социальные 1.2. Средство присвоения общественно-исторического опыта, функции человека. социализация личности;
1.3. Средство приобщения к культурным историческим
ценностям (общеобразовательное значение языка);
2. Характеристики, по средством 2.4. Средство соотнесения с предметной действительностью
которых реализуются через номинацию, индикацию;
интеллектуальные функции 2.5. Средство обобщения, формирования, дифференциации,
человека. уточнения понятийного аппарата;
2.6. Средство развития познавательно интереса;
2.7. Средство решения коммуникативных, познавательных
задач;
2.8. Средство опосредования высших психических
функций человека;
3. «Личностные» характеристики 3.9. Средство осознания собственного «Я», рефлексия;
языка. 3.10. Средство выражения себя (самовыражение)
и саморегуляции.
В этих функциях язык выступает с самого раннего возраста ребенка. Их анализ позволяет увидеть РОЛЬ РОДНОГО ЯЗЫКА и РЕЧИ в социальном, умственном, нравственном развитии детей.
Причины, влияющие на уровень речевого развития детей
(с точки зрения авторов программы
«Из детства в отрочество»
Т. Ф. Дороновой, Гризик)
1. Резкое увеличение в последние годы количества детей с различными поражениями голоного мозга;
2. Поздняя диагностика уровня речевого развития;
3. Некомпетентность и пассивность некоторых педагогов- воспитателей и практически всех родителей в вопросах речевого развития ребенка
4. В последние годы происходит подмена развития речи детей ранним обучением грамоте (чтению и письму)
5. Ориентация родителей на раннее обучения детей иностранным языкам
6. Потеря ориентации (или полное отсутствие ориентации) в потоке педагогических технологий и методик по развитию речи.
Выявив, причины, влияющие на уровень речевого развития детей, зная специфику проявления овладения родным языком, проводила работу по данной теме в течение года.
В методике принято выделять следующие средства речевого
развития детей:
- общение взрослых и детей;
- культурная языковая среда, речь воспитателя;
- обучение родной речи и языку на занятиях;
- художественная литература;
- различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).
Поэтому развитие речи детей происходит в различных видах деятельности
(на занятиях, вне занятий, в совместной деятельности педагога
с детьми, в свободной самостоятельной деятельности детей и пр.) .
В работе с детьми применяла такие методы и приемы, которые особенно нравятся детям «Сказкотерапия», «Театротерапия», творческие ролевые игры, подвижные игры, игры – драматизации ; дидактические и настольно –печатные игры.
- Придерживаясь плана, проводилось анкетирование родителей, пополнила материал картотеки «Игры и игровые упражнения по речевому развитию»; подготовлена консультация для педагогов «Роль педагога в развитии речи детей» ;
- пополнен материал для театральной деятельности (Фланелеграф, Кукольный театр, привлекая при этом родителей к их изготовлению;
- подготовлена консультация для родителей «Как привить любовь к чтению»;
- разработана «Карта речевого развития детей»;
- разработаны «Алгоритмы-схемы в обучении рассказыванию детей»;
- подобран материал для д/игры «Поиграем в сказку».
Чтобы понять, на сколько положителен результат работы и сделать вывод, проводилась сравнительная диагностика (В начале года и в конце года) :
Сравнительный анализ речевого развития
(средняя группа) за 2011/2012 учебный год
[/b][/h4]
Таблица №1
Таблица №2
Таблица №3
Исходя из данных сравнительного анализа речевого развития (таб. №1, таб. №2, таб. №3, можно сделать вывод, что достигнут положительный результат: на начало года высокий уровень речевого развития-12%, на конец года - 21% ; Средний уровень на начало года-62%, на конец года-59%; Низкий уровень речевого развития на начало года-25%, на конец года снизился до- 20%.
Одна из задач ДОУ: «Совершенствовать работу по развитию речи детей во всех видах деятельности», поэтому считаю тему самообразования «Развитие речи детей во всех видах деятельности» актуальной.