Приложение МААМ

Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей

Алевтина Лузгинова
Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей» размещена в разделах

Цель педагога - создать условия для формирования коммуникативных навыков детей в процессе театрализованной деятельности.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

- формировать навыки общения дошкольников;

- развивать выразительность речи детей;

- воспитывать инициативность, самостоятельность, сообразительность.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано – в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми.

С театрализованными представлениями дети знакомятся при просмотре спектаклей, цирковых представлений, постановок кукольного театра, как в исполнении профессиональных артистов, так и педагогов, родителей, старших детей.

Вопросы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания педагогического сообщества в связи с их значимостью во всех сферах жизнедеятельности человека. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Согласно новым требованиям Федерального государственного образовательного стандарта одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность воспитательно-образовательного процесса.

В области развития коммуникации исследователями сформирован богатый и разнообразный понятийный аппарат.

Коммуникация (от англ communicate — сообщать, передавать) — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению. Она включает передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой не только передается информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Помимо этого, к средствам коммуникации относят и другие системы знаков, составляющие «невербаль-ные коммуникации» (жесты, мимика, пантомимика, вокализацию (качество голоса, его диапазон, тональность, организацию пространства и времени коммуникативного процесса (способы размещения партнеров по общению).

Нарушения в речевом развитии приводят к неблагополучию в сфере общения, трудности осуществления коллективных видов деятельности, эмо-циональной неустойчивости, к возникновению негативных особенностей личности, искажению самооценки, вследствие чего возникают трудности при обучении в школе и социальной адаптации ребенка.

По мнению Л. С. Выготского, проблемы в развитии речи детей нарушают «нормальное врастание ребенка в культуру». Поэтому мы считаем, что для успешного преодоления отклонений в развитии коммуникативной сферы особое внимание следует уделять использованию творческих видов деятельности. На наш взгляд, уникальными возможностями обладает театрализованная деятельность, которая основана на общении действующих лиц между собой, со зрителем, а игра артистов состоит почти исключительно из диалогов.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Чтобы достичь развития социально-коммуникативных навыков средствами театрализованной деятельности, мы разработали определенную систему работы. Речевая группа комплектуется на один — максимум два года. Это вызывает определенные трудности со временем реализации задуманного.

На первом этапе мы создали насыщенную предметно-развивающую среду.

На втором этапе — игры и упражнения для сплочения коллектива: «Я хочу с тобой дружить», «Тень», «Слепой поводырь», «Найди пару» (рисование героев сказок одним карандашом).

Организуем проигрывание упражнений и этюдов на развитие мимики и пантомимики. У детей с речевыми нарушениями часто наблюдается пере-напряжение отдельных или всех групп мышц или расслабленность движений, поэтому обязательно проводим специальные игры на попеременное напря-жение и расслабление различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу («Деревянная и тряпичная куклы», «Робот» и т. п.). В этом нам очень помогает психогимнастика, разработанная М. И. Чистяковой.

Следующий блок — это речевые игры и упражнения, которые делятся на три вида: дыхательные и артикуляционные; дикционные и интонационные; творческие (со словом, например, игра «Угадай, кто я».

Третий этап. Театрализованная деятельность. Работа со сказкой. В ос-новном проводим кукольные спектакли, это связано с особенностями наших детей.

Анализ произведения (дается оценка героям произведения и их поступкам). Здесь я формирую социальную значимость содержания произведения и его этическую сторону, давая оценку образу героя. У дошкольников развивается желание вступать в контакт с окружающими и происходит эмоциональное сплочение («Я хочу!»).

Вхождение в образ

Через определенные упражнения — ритмопластику упражнения на развитие мимики, на дыхание, на постановку голоса и т. д. — дети пропускают через себя образ героя. На данном этапе у детей формируется умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации.

Распределение обязанностей и подготовка декораций и актеров.

При распределении обязанностей я использую элементы социоигровой технологии: случайное распределение, по желанию детей и выбору педагога (в зависимости от поставленной задачи) и временное ограничение на выполнение задания (по своему опыту я знаю, что дети настолько погружаются в процесс подготовки, что необходимо контролировать время). В процессе этой деятельности происходит освоение знаний, норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!», развитие межличностных отношений у детей, они учатся планировать, взаимодействовать. Первичное переживание, пропущенное через тело, чувство и ум, будет долго влиять на жизнь ребенка и менять ее. Особое значение имеет развитие творческого потенциала, фантазирования: это использование предметов-заменителей, свобода выбора в декорациях, в средствах выражения.

Итоговый продукт.

Подводится итог, делаются нравственные выводы о том, как дети взаимодействовали в игре, чему научились, что нового смогли перенять для себя. Здесь я инициирую самостоятельность воспитанников, проявление творческих способностей, оказание помощи друг другу в процессе драматизации.

Четвертый этап — расширение зоны коммуникации.

Посещение и показ спектакля детям в младших группах. В назначенный день показывают спектакль. В завершение проводим игры с детьми.

На протяжении всего времени идет активная работа с родителями. Участие родителей в изготовлении атрибутов и костюмов позволяет им лучше понять внутренний мир своего ребенка, улучшить взаимопонимание. Дети, видя поддержку и заинтересованность близких родственников, становятся более раскрепощенными и уверенными в себе.

Для формирования коммуникативных и социальных навыков способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использую разнообразные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание ролей в парах.

При этом возникают две основные проблемы:

- что делать, если ролей не хватает на всех детей;

- кто будет играть отрицательных персонажей.

Первую из них помогает решить подгрупповая организация занятий по театрализованной деятельности (по 10-12 детей в подгруппе, парное проигрывание ролей.

Вторая проблема - исполнение ролей отрицательных персонажей - несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все - и дети, и взрослые - артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее.

Подготовка к театрализованной деятельности детей проходит в несколько этапов.

Вначале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении широко используется весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности. Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев я использовала специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, читаю отрывок из сказки и спрашиваю:

«Вы согласны, что эта песня принадлежит волку, а не козе из сказки «Волк и семеро козлят»? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся.») Почему вы так думаете?» Или показываю детям иллюстрацию с лисой и спрашиваю: «Вы согласны, что эта лиса из сказки «Лиса, заяц и петух»? Почему вы так решили?» Отвечая на эти вопросы и объясняя, почему именно так они думают, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определенный образ.

Огромную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах. При рассматривании с детьми иллюстраций особое внимание необходимо уделять анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и др.).

После беседы о прочитанном (или рассказанном) и подобных упражнений необходимо вновь вернуться к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. Причем никогда нельзя требовать буквального воспроизведения содержания. При необходимости можно непринужденно поправить ребенка и, не задерживаясь, двигаться дальше. Однако когда текст будет достаточно хорошо усвоен, следует поощрять точность и выразительность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки.

Передать характер персонажей в движении помогает музыка. Например, после прослушивания в грамзаписи русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух», и попросить показать данный образ в движении.

При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения).

Публикации по теме:

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностейТеатрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностей Цель: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Задача: прививать через сказку и сказочных персонажей любовь.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей
Опубликовано: 4 мая 2022 в 19:12
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство развития способностей детей» (включая файлы) размещена пользователем Алевтина Лузгинова (УИ 397953) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД