Приложение МААМ

Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР

Салова Светлана
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность - это самый распространенный и мощный вид развития речи, детского творчества, воображения. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни детям хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение, в непринужденной форме используя и развивая собственную речь. Активизируя тем самым словарный запас. Театрализованная деятельность близка и понятна каждому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с увлекательной игрой.

Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР» размещена в разделах

Театрализованная деятельность - это не только игра. Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.

Театрализованная деятельность направлена :

- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

- На развитие фантазии;

- На формирование волевых качеств;

- На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)

Цель театрализованной деятельности :

Создание оптимальных условий для коррекции речевых нарушений у детей с ОНР и повышение мотивации на устранение собственных речевых дефектов.

Задачи театрализованной деятельности :

1. Пополнение и активизация словаря (за счет слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков).

2. Отработка дикции, автоматизация всех поставленных звуков.

3. Закрепление навыка использования прямой и косвенной речи.

4. Совершенствование монологической и диалогической форм речи.

5. Воспитание культуры речевого общения, умения действовать согласованно в коллективе.

Ключевая цель – максимальное внутригрупповое взаимодействие, снятие напряжения. Главной целью является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Задачи:

1. Развитие речи детей и коррекция ее нарушений.

2. Обеспечение понимания детьми способов коррекции речи.

3. Развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально-личностной сферы.

4. Развитие эстетических способностей.

Цель коррекционной работы логопеда - Научить детей говорить отчетливо, грамотно, выразительно. Для достижения данной цели, на занятиях по развитию речи можно использовать речевые игры и упражнения, направленные на :

- Развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

- Четкой дикцией

- Умение владеть правильной артикуляцией

- Разнообразной интонацией

- Логикой

- Игры со словом, развивающие связную речь

- Творческую фантазию

- Умение сочинять небольшие рассказы и сказки

- Подбирать простейшие рифмы

В коррекционной работе с детьми с нарушениями речи всегда необходимо опираться на их эмоциональный мир, познавательный интерес.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).

Развитие личности и речи посредством логосказки осуществляется по следующим направлениям:

- Активность (от потребности в эмоциональной разрядке к положительным эмоциональным проявлениям).

- Самостоятельность (от ориентировки в средствах языковой выразительности к поиску лучших способов самовыражения в речи и движении).

- Творчество (от подражания взрослому к словесному фантазированию).

- Эмоциональность (эмоциональное заражение образами сказки).

- Произвольность (от переживания эмоциональных состояний сказочных героев - через оценку своих поступков - динамическому равновесию исполняемых движений в игре).

- Связная речь (от продолжения фраз взрослого к творческим импровизациям по сюжету).

Все эти направления логически связаны и осуществляются в комплексе. Артикуляционная и дыхательная гимнастика в игровой форме с использованием логосказок, также способствует повышению интереса детей к выполнению упражнений.

Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи, мышлением ребенка.

Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи детей. С помощью театрализованных занятий решаются практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей, мы используем материал словесного творчества народа.

Этапы работы:

1. Обогащение и активизация словарного запаса.

2. Ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию) : для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.

3. Разучивание текста.

4. Изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации, по мере возможности самими детьми, с учетом возрастной группы, привлекая родителей.

5. Подбор музыкального сопровождения, в старшем возрасте привлекаем детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит петух, а под колокольчик - коза, обязательно обсуждаем, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою).

6. Репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая игра-драматизация.

Организация предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность :

- Разные виды театра

- Маски

- Костюмы, парики, атрибуты для постановок

- Детские рисунки

- Природный бросовый материал

- Аудиозаписи музыкального сопровождения

- Стеллаж с детской литературой

Речь ребенка активизируется в различные виды театра :

Пальчиковый театр

* Формирует пространственные представления

* Способствует развитию речи, внимания, памяти.

*Развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений

* Повышает работоспособность, тонус коры головного мозга

Стимулирование кончиков пальцев. движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

Театр картинок и фланелеграф

* Развивают творческие способности

* Содействуют эстетическому воспитанию

*Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности

Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Конусный настольный театр

* Помогает учить детей координировать движение рук и глаз

* Сопровождать движение пальцев речью

* Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи

Театр на перчатке

* Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами

* Помогает справиться с переживаниями, страхами

*Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча. Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги.

Театр на дисках

Развивает речь, образы мышления, моторику рук.

Театр на ложках

* Развивает свободное общение со взрослыми и детьми, диалогическую форму речи, творческую самостоятельность детей.

* Способность передавать повадки, голоса животных.

* Развивает умение обыгрывания слов куклами.

Теневой театр

Всегда любим детьми и великолепно развивает мелкую моторику и сенсомоторную координацию.

Театр масок

* Способствует развитию психофизических способностей, помогает справиться с застенчивостью, дети с удовольствием показываю мимику животных, имитируют голоса животных.

* Также маски используются, как способ адаптации детей в группе, как сюрпризные моменты, для заучивания стихов.

Игра - драматизация - самый "разговорный" вид театрализованной деятельности.

* Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов.

* способствует самопознанию и самовыражению личности.

* Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация.

Используемая литература:

Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников.

А. Касьянова, М. Рогожникова "Инновации в логопедическую практику".

Н. В. Нищева "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста".

О. А. Новиковская Логоритмика.

Публикации по теме:

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возрастаТеатрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативной компетентности детей раннего возраста Театр – это волшебный край,в котором ребенок радуется, играя,а в игре он познает мир! Театрализованная деятельность позволяет решать многие.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Театрализованная деятельность как средство развития речиТеатрализованная деятельность как средство развития речи Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь – это многообразная.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Театрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностейТеатрализованная деятельность в старшей разновозрастной группе как средство развития творческих способностей Цель: развитие творческих способностей через театрализованную деятельность. Задача: прививать через сказку и сказочных персонажей любовь.

Театрализованная деятельность детей второй младшей группы, как средство развития речи Введение Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; у детей в этот период особый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР
Опубликовано: 29 августа 2023 в 21:21
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи у детей с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Салова Светлана (УИ 1582289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД