Дина Коробейникова
Театр на столе — средство формирования связной речи у детей с ОНР
Связная речь - это особое и сложная форма коммуникативной деятельности. При нормальном речевом развитии ребенка 5-6 лет существенными характеристиками речи является значительная протяженность речевых высказываний, связность, последовательность, логико- смысловая организация. У детей с ОНР отмечается специфическое своеобразие связной речи.
Публикация «Театр на столе — средство формирования связной речи у детей с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
Недостаточная сформированность связной речи проявляется как в диалогах, так и в монологах. Это подтверждают трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи является нарушение связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, фрагментарность изложения, нарушение причинно - следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечается бедность и однообразие используемых языковых средств. При рассказывании дети в основном используют короткие фразы. При построении предложения опускают или переставляют отдельные члены предложения, путают связи слов. У детей с ОНР характерны :
- затруднения в пространственной ориентировке " справа" и " слева";
- неустойчивое внимание;
- снижение слуховой памяти и продуктивности запоминания;
- снижение работоспособности, быстрая утомляемость и раздражительность.
Нередко, наблюдая за детской игрой, видно у детей скованность в движениях, либо неуверенность, суетливость в поведении.
С целью развития связной речи мы в работе используем разные виды театрализованных игр. Которые позволяют заинтересовать детей, удержать их внимание и раскрепостить. Способствуют развитию элементарного творческого воображения, логического мышления, памяти, а главное мотивации речевого высказывания.
Декорации к мини-сказкам изготавливаем из доступного подручного материала. Связанные из ниток игрушки, сшитые из кусочков ткани персонажи, красочно расписанные природные камушки, все это очень нравятся детям. Все, что изготовили для театра в своем роде уникально, так как выполнено в единственном экземпляре и представляет собой воплощение творческого воображения и фантазий. Дети играя в театр на столе, двигая пальчиками учатся использовать различные интонации, силу голоса и темп речи. Дошкольники пытаются передать переживания героев и свое отношение к персонажам, событиям, действиям.