Татьяна Калашникова
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с государственной символикой
Патриотическое воспитание составляет одно из важных направлений государственной политики в образовании.
Изучением вопроса патриотического воспитания детей занимались и занимаются, как российские, так и зарубежные педагоги разных стран. В настоящее время педагоги рассматривают данный вопрос с позиций формирования у детей нравственных основ гражданских качеств. Меня, например, заинтересовала позиция Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой, что одной из составных частей патриотического воспитания детей является ознакомление их с государственной символикой России.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с государственной символикой» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
Выбрать направление моей работы с детьми по данной теме помогли также создавшиеся в ходе моей педагогической практики организационно-педагогические и методические условия.
Наши воспитанники – будущие полноправные члены общества. В процессе современного экономического и политического реформирования наблюдается существенное изменение социокультурной жизни подрастающего поколения. Возникает необходимость вернуться к традициям русского народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина, Отчизна. Дошкольный возраст, как период становления личности имеет свои потенциальные возможности и преимущества для формирования высших нравственных качеств.
В ходе разработки направления, этапов деятельности с детьми по созданию у них интереса к деятельности по приобретению знаний государственной символики и выбору форм и методов я познакомилась с разработками и исследованиями современных педагогов и ученых. Наиболее целесообразным посчитала в основу своей работы с детьми положить технологию по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников, разработанную
Н. Г. Зеленовой, Л. Е. Осиповой «Мы живем в Росси» и других авторов.
Целью моей работы, основываясь на актуальности данной проблемы, требованиях программы и изученных мной работах, стало создание системы патриотического воспитания детей дошкольного возраста через обогащение их представлений о государственной символике.
После этого, исходя из требований программы и уровня развития детей, я поставила цель и определила задачи, направленные на воспитание патриотизма, уважительного отношения к историческому прошлому и настоящему страны. Эти задачи вы видите на экране. (Можно выборочно прочитать)
Специфика понимания дошкольниками социальных явлений, знакомство с государственной символикой требует от детей отвлеченного мышления. Это обязало меня, как воспитателя выбирать целый комплекс методов и приемов, который бы стимулировал детский интерес, эмоциональное восприятие и их мыслительную активность.
Также одним из условий патриотического воспитания является использование метода вовлечения детей в активный познавательный процесс.
И эта педагогическая идея легла в основу системы моей работы.
Большое внимание уделила обогащению развивающей среды. Создали уголок патриотического воспитания. Пополнили его дидактическими играми и материалами: «Найди флаг России», «Узнай герб Нижнего Новгорода» и др. (Игры представлены на выставке) Внесли широкий спектр иллюстраций, плакатов изображений символики города Н. Новгород и России. В условиях ежедневного свободного доступа дети могут пополнять свои знания о родном крае, стране.
При проектировании ПРС учитывали принцип интеграции. Стремились, чтобы ознакомление детей с государственной символикой продолжалось и через другие образовательные области: в уголке изобразительной деятельности, уголке развития речи и т. д.
1 этап
Соблюдая принцип «от простого к сложному», я начала свою работу с ознакомления детей с государственным флагом России, так как с ним дети встречаются наиболее часто: на улице, в телевизионных заставках и т. д. и рассматривала ее, как составную часть формирования у детей начал патриотизма. Например, в беседе «Для чего нужен государственный флаг», не только обращала внимание детей на цвет и последовательность расположения полос на флаге, их символическое значение, но и рассказала, как знамена помогали русскому народу побеждать в тяжелые дни войны. Воспитывая уважение к флагу, как государственному символу, проводила целевые прогулки, чтение художественной литературы на тему «Какие флаги бывают», предлагала найти Российский флаг среди других флагов.
С целью удовлетворения интереса детей к символике и закрепления знаний,в индивидуальной работе предлагала игровые задания. Например, в игре
«Составь флаг России» была поставлена задача: при составлении флага найти полоски нужного цвета и расположить их в нужной последовательности. Дети быстро хорошо справлялись с заданием
В конце работы по ознакомления с символом России - флагом и, когда у детей появился определенный запас знаний, разработала игру
«Заполни табличку», в которой дети, ответив на вопрос, получали карточку для составления флага России. Многие вопросы были легки для детей, но многие предоставляли трудность и мы решали их сообща, например:
-Для чего нужен флаг государству?
-Что означает белый цвет флага? и др.
Работа по ознакомлению с флагами находила отражение в разнообразных видах детской деятельности, особенно в изобразительной деятельности. Дети с удовольствием изображали флаг в рисунках, в аппликации и т. д.
2 этап
На втором этапе работы большое внимание уделила формированию у детей понимания, что символы являются визитной карточкой любого государства. На занятии, знакомя детей с гербом России, предложила рассмотреть форму герба, его основной цвет, выяснить, что они символизируют. Сформировавшийся у детей интерес способствовал появлению вопросов по поводу символических компонентов герба : почему у орла две головы? Почему нарисовано три короны? Кто сидит на лошади? и другие. Викторина «Расскажи о гербах городов Нижегородской области, проведенная с детьми, помогла им еще раз уяснить назначение гербов, а мне выявить, насколько осмысленно дети усвоили идейный смысл герба.
Впоследствии предложила детям данный материал для пользования в самостоятельной деятельности.
Полученные детьми знания явились стимулом к их активной познавательной творческой деятельности. Они с удовольствием придумывали и рисовали гербы сказочного города, зная, что герб надо рисовать на щите конкретной формы. Гербы получились не похожие друг на друга, и каждому ребенку хотелось рассказать о своем гербе. Также дети с удовольствием участвовали в совместных играх: «Найди герб России», 999999999, рассматривали герб на денежных знаках.
Таким образом, я отмечаю возросший уровень сформированных знаний у моих воспитанников, умение ориентироваться в событиях общественной жизни.
С целью знакомства детей с гимном провела беседу «Для чего нужен гимн»
Дети пришли к выводу, что гимн нельзя потрогать руками, увидеть, а можно только услышать, что у гимна есть слова и музыка. Рассматривание иллюстраций по теме «Присутствие позволила закрепить знания о том, что он исполняется во время праздников и других торжественных событиях. Хорошей традицией в детском саду стало во время государственного праздника День единения звучание государственного гимна, который и дети, и родители слушают стоя, то есть у детей с дошкольного возраста формируется уважительное отношение к гимну России. Рассматривание иллюстраций по теме «Где звучит государственный гимн» позволило детям уяснить, что гимн звучит на особо торжественных государственных праздниках : День победы, спортивных олимпиадах, День России, День единения и др.
Проводя работу с детьми по формированию у них понимания важности государственных знаков, большое внимание уделяла совместной продуктивной и самостоятельная деятельность детей. Приветствовала и поддерживала совместную деятельность по интересам:
Данная работа не была бы полной и интересной для детей, если бы в нее активно не включились родители.
Использовались разнообразные формы работы с семьей. Например,
совместный детско-родительские проект, в результате которого дети принесли в группу вещи, имеющие символику государства. Проводились праздники, досуги, в том числе, включающие в себя народные игры и элементы традиций русского народа. День открытых дверей был проведен не совсем по данной теме, но был интересен для родителей и др.
Работа по созданию условий для ориентации детей в государственной символике и формирования понятия, что она неразрывно связана с общественной жизнью, позволила мне очертить круг педагогических наработок, отразивший мой вклад в данную проблему. Изготовлена картотека дидактических игр по теме (Показать) Данный вопрос интегрирован в разные образовательные области.
Наработанный материал позволил расширить диапазон работы с детьми по данному вопросу.
Благодаря проведенной целенаправленной работе, комплексу воздействий, частично решена задача по формированию у детей понятия о том, русские люди, отдавая почести символам нашего государства, проявляют любовь и уважение к своей Родине.
Отмечается, что все воспитанники имеют полное представление о флаге, как государственном символе.
С целью выявления результативности данного опыта работы я использовала педагогический мониторинг детей, проведенный на основе игровых заданий, на основе наблюдений за детьми выполнение ими познавательных и практических заданий. Критерии я разработала сама, при этом также были использованы критерии диагностики Верещагиной.
На10% стало больше тех детей, у которых появился интерес к познанию общественных событий.
Анализ результатов наглядно свидетельствует о положительной динамике.
Многие молодые родители заинтересовались проблемой патриотического воспитания детей и активно включаются в совместную деятельность.
Опыт моей работы кроме нашего дошкольного учреждения был востребован в рамках образовательного сообщества нашего района. Опубликовала свой опыт в в методическом районном сборнике «Из опыта работы педагогов ДОО»,