Татьяна Бирулина
Развитие форм и функций речи на разных этапах психического развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие форм и функций речи на разных этапах психического развития детей
Овладение речевыми формами и функциями можно условно разделить на два основных периода – до года жизни и от года до семи лет. Причём необходимо отметить тот факт, что при установлении данной периодизации имеет значение не конкретный календарный момент, а определенные качественные изменения форм психологического функционирования.
Публикация «Развитие форм и функций речи на разных этапах психического развития детей» размещена в разделах
Итак, рассмотрим более подробно каждый из периодов детского речевого развития.
Речевое развитие в ранний период жизни. Ж. Пиаже определил этот период как развитие «сенсомоторного интеллекта», выделив в нем четыре стадии, обусловленные возникновением новых психологических возможностей ребёнка.
1. В первый месяц жизни поведению новорожденного человека свойственны простые природные рефлексы, при помощи которых он приспосабливается к условиям окружающей внешней среды. Как заметил Ж. Пиаже, младенец первого месяца жизни находится в состоянии глубокого эгоцентризма, практически не замечая внешней действительности. Эта стадия связана с двигательными проявлениями.
2. На втором-четвертом месяце жизни прирожденные рефлексы изменяются под влиянием опыта и повторений, формируются первые двигательные навыки. Создаётся новая поведенческая схема, появляется так называемый «комплекс оживления», когда при появлении взрослого младенец начинает оживленно реагировать на его приближение. Это стадия установления первичного общения со взрослыми, характерным признаком которой является появление циркулярных форм, то есть повторяющихся проявлений одних и тех же реакций.
Происходят изменения и в голосовых проявлениях младенца: появляется так называемое гуление – первичные вокализации, имеющее спонтанный характер и свидетельствующее о нарастании латентных двигательных программ.
3. На пятом-восьмом месяце возникают первые формы преднамеренности : ребёнок нацеливается на объект, произвольно приспосабливается к новой для него ситуации при помощи промежуточных действий. Гуление переходит в форму лепета, особенность которого проявляется в наличии неоднократно повторяемых слоговых элементов. Лепет - это начало собственной речи ребенка. У умственно отсталых детей лепет появляется намного позже (3-3,5 года, но в возрасте до года ребенок может произносить слоговые сочетания, но они не соотносятся с предметами и действиями, механически произносятся.
4. В девять-двенадцать месяцев преднамеренные формы двигательного поведения начинают проявляться более отчётливо. В общении ребёнка с взрослыми развиваются конвенциональные (условленные) формы общения, когда младенец обычно подаёт побудительные сигналы в виде хныканья, плача и крика как основных реакций на неприятные или непонятные воздействия либо в виде гуления и лепета, выражающих позитивные эмоции.
В этот период возникает так называемое «младенческое пение» - произвольная вокализация различной эмоциональной окрашенности. В конце этого периода ребёнок произносит свои первые слова, что является признаком его успешного психического развития.
Ранний период характеризуется освоением слова как специального сигнала. Сначала слово сливается со всеми компонентами знакомой для младенца ситуации, в которой оно было произнесено взрослым, и лишь затем постепенно ребёнок начинает откликаться на него вне зависимости от наличия данных компонентов.
Младенцы первого года жизни в большей степени реагируют на интонацию взрослых, нежели на смысловое содержание их речи. К этому сроку нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 "лепетных слова", понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами.
Речевое развитие от года до школьного возраста. В начале второго года жизни появляются первые детские слова, по звучанию очень приближенные к лепетным звукокомплексам (например, «ма-ма», «па-па», «ба-ба», «бай-бай» и т. д.) и сходные у детей всех народов мира. Как правило, ребёнок обозначает, одним словом, как одну, так и несколько ситуаций в целом.
От полутора до двух с половиной лет дети начинают использовать соединения слов, складывать первые двухсловные предложения, зачастую грамматически неоформленные («Папа куп-куп» (купается, «мама там»). Так закладываются первые грамматические навыки в речи ребёнка.
К двухлетнему возрасту лексический запас ребёнка содержит около двадцати пяти слов, в дальнейшем происходит быстрый рост словаря.
С двух с половиной лет начинает стремительно развиваться детское словотворчество. Ребёнок начинает изобретать свои собственные слова, повторяя структуру уже существующих в языке лексем. Как отмечал детский писатель К. И. Чуковский, «ребёнок самостоятельно приходит к тем формам, которые создавались народом в течение многих веков. Чудесно овладевает детский ум методами, приемами, формами народного словотворчества. Даже те детские слова, которых нет в языке, кажутся почти существующими: они могли бы быть, и только случайно их нет».
Процесс активного словотворчества у ребенка длится до восьми - девяти лет, а затем постепенно сходит на нет, поскольку, по выражению А. Н. Гвоздева, «в это время ребёнок уже в такой мере овладевает всей сложной системой грамматики, включая самые тонкие, действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка, а также твёрдое и безошибочное использование множества стоящих особняком единичных явлений, что усваиваемый язык становится для него действительно родным».
По мнению Д. Б. Эльконина, «в раннем детстве речь ребенка, выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с наглядной ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельность ребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно со взрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер. Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинстве случаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающими в ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иных потребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами и явлениями окружающей действительности» .
Также примерно в три года проявляется такой феномен детской речи, описанный Ж. Пиаже, как «эгоцентрическая речь». Часто дети, играя или выполняя иные привычные для них действия, разговаривают вслух сами с собой, ни к кому более не обращаясь. Такая речь продолжается до наступления школьного возраста (семи-восьми лет) и постепенно угасает.
Такая речь – это выражение настоятельной потребности ребёнка говорить, даже если его никто не слушает.
В период с трёх до семи лет резко возрастает речевая активность, расширяется объем понимания речи, употребляются различные грамматические конструкции. Ребёнок начинает использовать не только простые, но и сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. Ребенок может рассказать о себе, занимается словотворчеством, постоянно задает вопросы.
В дошкольном этапе выделяют период физиологических нарушений звукопроизношения (физиологическое косноязычие - у ребенка недостатки звукопроизношения обусловлены, возрастными особенностями строения артикуляционного аппарата, и они исчезают самостоятельно, без логопедической помощи и не являются патологией).
В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается приблизительно до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. К концу дошкольного возраста при нормальном развитии дети правильно произносят все фонемы родного языка. Они свободно владеют развернутой фразовой речью, участвуют в диалогах.
Г. А. Урунтаева выделила следующие особенности развития речи в дошкольном возрасте:
- речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;
- ребенок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
- ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
- развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
- складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;