Приложение МААМ

Особенности развития пространственных ориентировок на разных этапах дошкольного возраста

Парвана Гасумова
Особенности развития пространственных ориентировок на разных этапах дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1 Особенности развития пространственных ориентировок на разных этапах дошкольного возраста.

Слайд 2. Содержание

1. Система отсчета

2. Дифференцировка основных пространственных направлений маленького ребенка

3. Ориентировка на собственном теле

4. Основные группы направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной)

Публикация «Особенности развития пространственных ориентировок на разных этапах дошкольного возраста» размещена в разделах

5. Особые трудности в ориентировке для дошкольников

6. Этапы овладения умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве

7. Список литературы

Слайд 3

Ориентировка в пространстве требует умения пользоваться какой-либо системой отсчета

В период раннего детства ребенок ориентируется в пространстве на основе так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела.

В дошкольном возрасте ребенок осваивает словесную систему отсчета по основным пространственным направлениям : вперед— назад, вверх — вниз, направо — налево

В период школьного обучения дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.

Слайд 4

Дифференцировка основных пространственных направлений маленького ребенка обусловлена уровнем ориентации ребенка «на себе», степенью освоенности им «схемы собственного тела», которая по сути и является «чувственной системой отсчета» (Т. А. Мусейибова)

Слайд 5

Позднее на нее накладывается другая система отсчета — словесная.

Происходит это в результате закрепления за чувственно различаемыми ребенком направлениями относящихся к ним названий:

вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево.

Слайд 6

Ориентировка на собственном теле служит исходной в освоении ребенком пространственных направлений.

Различаемые направления ребенок соотносит прежде всего с определенными частями собственного тела.

Так упорядочиваются связи типа вверху — где голова, а внизу — где ноги, впереди — где лицо, а сзади — где спина, направо — там, где правая рука, а налево — где левая.

Слайд 7

Из трех парных групп основных направлений, соответствующих различным осям человеческого тела (фронтальной, вертикальной и сагиттальной, раньше всех выделяется верхнее, что обусловлено, видимо, преимущественно вертикальным положением тела ребенка.

Слайд 8

Вычленение же нижнего направления, как противоположной стороны вертикальной оси, как и дифференцировка парных групп направлений, характерных для горизонтальной плоскости (вперед — назад и направо — налево, происходит позднее

Слайд 9

Особые трудности для дошкольников представляют различение направо — налево, в основе которого лежит процесс дифференцировки правой и левой стороны тела. Ребенок лишь постепенно овладевает пониманием парности пространственных направлений, адекватным их обозначением и практическим различением.

Слайд 10

В каждой из пар пространственных обозначений выделяется сначала одно, например под, справа, сверху, сзади, а на основе сравнения с первыми осознаются и противоположные: над, слева, снизу, впереди. Тем самым дифференцировка одного из взаимосвязанных противоположных пространственных отношений опирается на знание другого, а это значит, что в методике обучения необходимо формировать одновременно взаимно-обратные пространственные представления.

Слайд 11

Этапы овладения умением применять или использовать освоенную им систему отсчета при ориентировке в окружающем пространстве

I этап начинается с «практического примеривания», выражающегося в реальном соотнесении окружающих объектов с исходной точкой отсчета.

На II этапе появляется зрительная оценка расположения объектов, находящихся на некотором расстоянии от исходной точки. Исключительно велика при этом роль двигательного анализатора, участие которого в пространственном различении постепенно изменяется.

Слайд 12

Вначале весь комплекс пространственно-двигательных связей представлен весьма развернуто.

Например, ребенок прислоняется спиной к предмету и только после этого говорит, что предмет этот расположен сзади; касается рукой предмета, находящегося сбоку, и лишь затем говорит, с какой стороны от него — с правой или с левой — расположен данный объект, и т. п.

Непосредственное передвижение к объекту с целью установления контактной близости с ним заменяется позднее поворотом корпуса, а затем указательным движением руки в нужном направлении.

Слайд 13

Далее на смену широкому указательному жесту приходит менее заметное движение руки. Указательный жест сменяется легким движением головы и, наконец, только взглядом, обращенным в сторону определяемого предмета.

Так от практически действенного способа пространственной ориентации ребенок переходит к другому способу, в основе которого лежит уже зрительная оценка пространственной размещенности предметов относительно друг друга и определяющего их субъекта.

Слайд 14

Только через двигательные раздражения и связавшись с ними зрительные приобретают свое жизненное, или сигнальное, значение.

Таким образом с приобретением опыта пространственной ориентации у детей происходит интеллектуализация внешне выраженных двигательных реакций. Процесс постепенного их свертывания и переход в план умственных действий есть проявление общей тенденции развития умственного действия из материализованного, практического.

Слайд 15

Список литературы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дипломная работа на тему «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников»Дипломная работа на тему «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников» Здравствуйте. уважаемые коллеги! Спасибо, что заглянули на мою страничку!Данный материал публикую в первую очередь тем педагогам, которые.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. (Часть 10) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 12 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 4 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 5) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 6) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 8) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр (Часть 9) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространственные представления – это представления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Особенности развития пространственных ориентировок на разных этапах дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2018 в 22:09
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Особенности развития пространственных ориентировок на разных этапах дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Парвана Гасумова (УИ 362099) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД