Татьяна Соляная
Развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.
Задачи:
1. Развивать речевой аппарат; формировать правильное произношение звуков речи, грамматический строй речи; развивать диалогическую и монологическую стороны речи, интонационную выразительность в процессе ознакомления с различными малыми формами фольклора.
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
2. Развивать речевое дыхание, правильную артикуляцию, дикцию; учить передавать различные эмоции с помощью пластичных движений.
3. Воспитывать интерес к различным малым фольклорным формам, желание их обыгрывать.
Актуальность
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные). Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
К. Д. Ушинский писал «Воспитание, созданное самим народом и построенное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у других народов»
Наша задача учить детей правильно разговаривать, общаться друг с другом, выражать свои мысли. Чем лучше, понятнее для других говорит ребенок, тем ему
легче общаться с людьми.
Я, считаю, что формирование речи детей в дошкольные годы жизни — одна из серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка осуществляется общение ребенка с окружающими людьми.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Замечательно если мама с детства ребенку напевает колыбельные, проговаривает потешки, прибаутки все это легко и просто вплетается в общение и незаметно учит малыша родному языку.
Именно дошкольное детство наиболее благоприятно для усвоения речи.
Поэтому проблема речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день очень актуальна.
Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
Работая с детьми, я обратила внимание, что скороговорки и потешки помогают детям автоматизировать поставленные звуки. С большим желанием дети выполняют пальчиковую гимнастику с фольклорным содержанием, а театрализация и драматизация сказок развивает у детей не только речь, но и коммуникативные навыки.
В работе с детьми я использую следующие виды фольклора :
Потешки – игры взрослого с ребенком;
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком;
Заклички – обращения к явлениям природы;
Приговорки – обращения к насекомым, птицам, животным;
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей;
Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей правильной речи;
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны поведения ребенка;
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей;
Докучные сказки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.
В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:
- в обучении правильному произношению;
- В приобщении детей к русской национальной культуре;
- В непосредственно образовательной деятельности;
- В беседах;
- в наблюдениях;
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.
Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Самые любимые игры для детей – это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простые попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй в рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка», в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками). В игре используем припевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики,
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок,
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем разные движения кистями рук.
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показываем сначала одну руку, с растопыренными пальцами, затем другую)
Все каши просят,
Все криком кричат.
(Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову покачать ею)
Акулька – в люльке,
Аленка – в пеленке,
Аринка – в перинке,
Степан – на печке,
Иван – на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца).
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
Я по лесу бежала,
Я зайку догоняла.
И в ямку – бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место отвожу шуткам, веселью. Для этого применяю докучные сказки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:
- Здорово, кума!
- На рынке была.
- Никак, ты, кума, глуха?
- купила курицу да петуха!
- Прощай, кума!
- Пять алтын дала.
Заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивают чувство ритма и рифмы, формируют интонационную выразительность. В закличках- «Солнышко-колоколнышко», «Божья коровка»
обращаемся к явлениям природы. Использую их во время прогулок, наблюдая за погодными явлениями, (дети выполняют движения в соответствии с текстом заклички) в НОД по развитию речи (познакомить с содержанием и значением заклички)
Еще народные потешки, прибаутки, переклички применяются во время проведения традиционных национальных праздников: «Масленица», (прилет птиц). Они дают возможность глубже изучать, не забывать народные традиции. Дети получают очень хорошее эмоциональное впечатление от проведения таких праздников, в которых есть место и народным играм. Русский народный праздник «Масленица»
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В самостоятельной деятельности играя с куклой дети убаюкивали её - «Баю-бай, усни Катюша», в совместной деятельности с педагогом играли подпевая «Продолжи колыбельную»(развивали чувство ритма) использовали колыбельные в сюжетно ролевой игре «Дом»
Хороводные игры-любимые забавы малышей. В них легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребёнком. В группе играли в хороводные игры «Большая карусель» «Флажок» На прогулке «Каравай» «Пузырь».
Познавательно–творческая деятельность. С детьми читала и обсуждала русские народные сказки, проводила беседы по сюжетным народных сказок, дети самостоятельно рассматривали иллюстрации к сказкам, потешкам.
Использовала такие виды театра –Театр маленьких пальчиков «Колобок», «Теремок», «Репка», «Три медведя»
Большое внимание уделяла знакомству с загадками. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй речи, использовала их не только во время НОД но и во время бесед, рассматривании картин, дидактических игр. Использовала разнообразные приемы работы с загадками: «Что уронила Таня в речку» (нужно выбрать отгадку из предметов) описательные загадки с использованием предметных картинок «Сундучок с отгадками»
Игры –инсценировки способствуют развитию диалога, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи. Инсценировки «Сидит кот у ворот»», «Кот и мыши», «Идет коза рогатая» «Петушок, золотой гребешок»
Обыгрывание сюжета сказки «Три медведя» драматизация русской народной сказки «Колобок»
В работе с детьми для развития у них артикуляционного аппарата и дикции использую поговорки, пословицы и скороговорки:
Пословицы:
- Поспешишь-людей насмешишь
- Тише едешь-дальше будешь
Поговорки:
- Хочется рыбку съесть, да не хочется в воду лезть
Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать к любой ситуации.
Что на уме, то и на языке.
Чужим умом умен не будешь.
Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях. Произнесенное краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры. С помощью проговаривания скороговорок автоматизируется звукопроизношение, закрепляются поставленные звуки, развивается звуковая сторона речи, ее интонационная выразительность, чувство ритма: «От топота копыт пыль по полю летит», «На дворе трава, на траве дрова». Использование скороговорок помогает закрепить четкую дикцию, использовать различные высотные, силовые и тембральные звучания. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:
• Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц»
• Дидактическая игра: «Продолжи пословицу» : воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.
Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.
В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением. Результатом моей работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.
Одной из эффективных форм работы с детьми по знакомству с устным народным творчеством считаю народные досуги и развлечения «В гости к бабушке», «Поиграем с ложкой». Дети не только знакомились с русскими народными играми, но и проявляли познавательный интерес к старинным предметам и традициям русского народа.
Развивая речь постепенно я заметила, что народное творчество не только развивает речь, но и развивает другие качества, как умственное, нравственное, трудовое, духовное, энергитическое, эстетическое, расширяется кругозор детей, обогащает их чувства, формирует отношение к окружающему миру, родному краю. Особенно любовь к родному краю проявляется на прогулках, во время наблюдений, приговаривая, ухаживая за клумбой, с цветочками. Например: «Ты, водичка, лей, лей», «Дождик, дождик пуще» и т. д. Народные произведения помогают ребёнку находить представления о животном мире, детёнышах, птицах. Ребёнок учится называть их, любить и ухаживать за ними.
В процессе работы были замечены такие изменения:
— у детей повысился интерес к устному народному творчеству; они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организуют игры-забавы с помощью считалок;
— у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют их смысл.
Таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в воспитательной работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством.
В работе с детьми необходимо активно использовать все виды и формы детского фольклора, народные игры, чтение и рассказывание сказок и т. д.
«Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык,
он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова».
К. Д. Ушинский.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М, 1995.
2. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт. -сост. В. Н. Косарева. - Волгоград: Учитель, 2012.- 166с.
3. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.