Людмила Виноградова
Сюжетно-ролевая игра «Школа» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра «Школа».
Цель: обогащение социального и игрового опыта между детьми.
Задачи:
1. Образовательные:
Уточнить знания детей о профессии учитель;
Формировать мотивационную готовность к школе.
Формировать позитивное отношение к обучению в школе.
Формировать социальную компетентность у детей через проигрывание ситуаций в рамках сюжетно-ролевых игр «Школа», «Столовая», «Библиотека»
Помочь раскрыть содержание, связи разыгрываемых ролей.
2. Развивающие:
Развивать умение вступать в ролевое взаимодействие со сверстниками (строить ролевой диалог, умение договариваться друг с другом в игре).
Развивать связную речь, обогащать активный словарь терминами, связанными со школой, школьной жизнью, ролью ученика;
Развивать умение переносить знакомые действия в игровые ситуации, действовать в соответствии с ролью, поощрять умение придумывать новые события;
Развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.
3. Воспитательные:
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Воспитывать у детей желание учиться.
Прививать уважение к труду учителя и труду работников школы
Предварительная работа:
- беседы о школе (с уточнением профессий, школьных атрибутов, различных помещений с разными функциями, находящихся в школе – библиотека, столовая, классы);
- дидактические игры: «Назови как в школе»; «Что лежит в портфеле»; «Кто работает в школе?»; «Какой, какие?»
-карточки с картинками на определённую букву
- загадки на тему «Школа»;
-физкультминутка «Буратино»
-Музыкальная композиция «Утренняя зарядка для детей»
- настольные игры: «Профессии», «Цифры», «Буквы»;
- интерактивные игры – презентации: «Собери портфель», «Кто, где работает», «Скоро в школу»
- рассматривание иллюстраций на школьную тему, беседы по сюжетным картинкам (1 сентября, дети на уроке, дети на перемене, уточнение школьных терминов);
- экскурсия в школу; рассматривание книг в библиотеке группы, экскурсия в школьную библиотеку, на кухню или в кафе)
-правила поведения в школе для учеников
- проигрывание сюжетно-ролевых игр в группе с последующим обсуждением и предложениями новых возможных сюжетных линий;
- изготовление совместно с детьми и родителями атрибутики к сюжетно-ролевым играм «Школа», «Библиотека», «Столовая».
-чтение художественной литературы: С. Маршак «Первое сентября»; Алексин «Первый день»; Л. Воронкова «Подружки идут в школу»; Е. Шварц «Первоклассница»; А. Толстой «Филиппок»; Агния Барто «Первый урок»; В. Осеева «Рассказы о школе»; Виктор Драгунский «Заколдованная буква»; В Берестов «Как хорошо уметь читать, «У меня в портфеле»; Ю. Коваль» Нулевой класс», «Нюрка» и др.
Игровые роли: учитель математики – 1 ребенок, учитель физкультуры-1 ребенок и учитель чтения – 1 ребенок, повар – 1, кассир-1ребенок, библиотекарь – 1, вахтер – воспитатель, ученики – 4
Материалы и атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Школа»:
-записка
- схема
- колокольчик для подачи звонка;
- портфель с учебниками, тетрадями в клетку и линейку, пенал (ручка, карандаш, ластик, линейка, альбом для рисования, краски, кисточка, пластилин, доска, цветная бумага, математический набор, фломастеры, дневник;
- карандаш простой-4 (органайзер)
-указка, бейджик для учителя; буквы; мольберт; цифры, ноутбук, бубен
- задания для учеников по чтению :
-карточка с картинками, названия которых начинаются на определенную букву
- по физкультуре: муз. композиция
- по математике: пенал-4шт
«Библиотека»:
- стол и стул для библиотекаря,
- компьютер,
- карандаш в стаканчике;
- читательские формуляры;
- книги; 4 книги – сказки К. И. Чуковского;
-табличка «Школьная библиотека»
«Столовая»:
- колпак и фартук для повара;
- бейджик для кассира
- посуда (стаканчики и тарелки одноразовые) и столовые приборы в стаканчике
- прихватки
- подносы
- табличка «Столовая»;
- ваза с цветами
- блюда с ценниками
- табличка «Меню»
- касса
- кошелек с деньгами
-салфетницы
-касса
Примерные игровые действия:
1 часть: введение в ситуацию
2 часть: показ карты - схемы, распределение ролей
3 часть: подготовка к игре
4 часть: игровая деятельность
5 часть: итог
(Дети здороваются с гостями и воспитатель приглашает детей присесть на стульчики)
1. Введение в ситуацию.
- Ребята, посмотрите, какой у меня красивый портфель. Как вы думаете, чей это портфель?
- Отгадайте загадку, и вы узнаете, кому он принадлежит.
Если в школу ты пошел -
Новый статус приобрел.
Был ребенок, был дошкольник,
А теперь зовешься? (школьник)
- Правильно, ребята, этот портфель принадлежит школьнику.
(Воспитатель достает из портфеля записку)
- Ребята, здесь лежит какая – то записка. Она адресована детям подготовительной группы «Капитошки». Прочитаем?
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам школьник. В этом году вы пойдете учиться в школу. Этот портфель я хочу подарить вам для игры «Школа». Игра поможет вам почувствовать себя настоящими будущими школьниками. До встречи в школе!»
- Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Школа» прямо сейчас? А поможет нам в игре схема (показ)
2. Карта-схема.
-Что обозначает эта картинка? (Мы решили играть в школу)
-А эта картинка - о чем говорит? (Нужно договориться, кто какую роль будет играть)
-Давайте договоримся, кто кем будет?
- У нас будет первый урок математики. Кто хочет быть учителем математики?
-После первого урока у нас будет работать столовая. Кто хочет быть кассиром и поваром?
-После переменки-второй урок «Чтение». Кто будет учителем чтения?
- После второго урока- посещение библиотеки. Кто будет библиотекарем?
-А третий урок …. Как вы думаете, какой?
- Кто хочет быть учителем физкультуры?
- Обязательно в школе должны быть ученики. Кто у нас будет учениками?
-Ребята, если вы не против, я тоже буду играть с вами, у меня будет роль школьного вахтера, я буду давать звонки на урок и с урока по расписанию.
-Когда уроки заканчиваются, что делают дети?
-Посмотрите на схему, здесь две одинаковые картинки. Что они обозначают?
-Да, они обозначают подготовку и уборку атрибутов, всего, что нам необходимо для игры.
-Внимательно посмотрите на след картинку. После того как вы наведете порядок в группе, мы с вами обсудим, как прошла игра, что вам понравилось.
-Эта картинка обозначает ваше настроение. Но для того, чтобы настроение у нас было хорошее, мы должны выполнить главные правила игры: все участники игры относятся друг к другу уважительно, вежливо и пытаются договориться!
1 урок «Математика»
Перемена. С-р игра «Столовая»
2 урок «Чтение»
Перемена С-р игра «Библиотека»
3 урок «Физкультура»
3. Подготовка к игре.
Воспитатель: «Игра начинается! Готовим атрибуты, ученики помогают учителю»
Учитель математики готовится к уроку. Учитель чтения и учитель физкультуры находятся в учительской и рассматривают журналы, готовятся к уроку. Ученики готовятся к первому уроку. Повар готовит завтрак. Кассир готовит свое рабочее место. Библиотекарь наводит порядок в библиотеке. Школьный вахтер садится за стол.
4. Игровая деятельность.
I Урок математики.
Учитель выходит за дверь, звенит звонок на урок, дети садятся за парты. Входит учитель. Дети встают.
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети кивают головой (приветствуют)
Учитель: Садитесь. Сейчас у нас будет урок математики.
-Ребята, какой сегодня день недели? (поднимают руку и отвечает один ученик)
- Поиграем с вами в игру «Разложи по порядку цифры от 1-10». (учитель проверяет)
- Отлично справились с заданием. А сейчас мы с вами немного отдохнем и проведем физкультминутку: встаем рядом со своим стульчиком.
«Буратино»
Буратино потянулся, (руки поднять через стороны вверх, потянуться, поднявшись на носочки)
Раз нагнулся, Два нагнулся, (наклоны корпуса вперед)
Руки в сторону развел, Ключик видно не нашел. (повороты вправо, влево)
Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать.
-Молодцы, ребята, присаживайтесь!
- А сейчас поиграем в игру «Назови соседей числа». Я показываю цифру, а вы называете соседей этого числа. (на мольберт учитель выкладывает цифры, ученик поднимает руку и отвечает)
Учитель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Вы хорошо отвечали сегодня на уроке! Урок закончен, наведите порядок на своей парте.
Звонок с урока.
Учитель: : «Ребята, сейчас вы идете в столовую на завтрак, а потом, когда вернетесь после завтрака. можно поиграть в игровой зоне»
Перемена. Сюжетно – ролевая игра «Столовая»
Во время проведения урока повар имитирует приготовление пищи и выставляет на стол для завтрака приготовленные блюда и их стоимость. Кассир проверяет кассу и помогает повару. Ученики отправляются в столовую, моют руки, смотрят меню, выбирают блюда и подходят к кассе.
-Здравствуйте (здравствуйте)
-Мне, пожалуйста, чай и вкусную булочку. (повар подает стакан с чаем и булочку в тарелке и ставит все на поднос)
- Сколько с меня?
Кассир отвечает (ученик достает из кошелька денешку и расплачивается с кассиром.)
Ученики садятся за стол, идет импровизированный прием пищи. Далее ученики благодарят повара за завтрак. И отправляются в класс в игровой уголок. Имитируют игры.
После завтрака повар убирает посуду и подносы на место.
Звонок на урок.
Воспитатель-вахтер: «У нас начинается урок чтения»
II Урок чтения.
В роли учителя другой ребенок Учитель заходит в класс. Дети встают.
- Здравствуйте, ребята!
Дети:
(Стоя около парт –кивают головой)
Учитель:
- Садитесь. Сейчас у нас будет урок чтения.
- Давайте назовем буквы, которые мы уже выучили.
Учитель показывает буквы указкой на мольберте, дети называют.
Аа Уу Ии ы Оо Ээ Мм Пп Бб Кк Гг Хх Тт Дд
- Назовите гласные буквы.
- Назовите согласные буквы.
- А сейчас выполните задание на карточке. Обведите картинки, название которых начинается с буквы «А» Проверьте задание друг у друга и нарисуйте за правильно выполненное задание звездочку.
- Молодцы! Назовите слова, которые начинаются с буквы «А»(дети поднимают руку, встают с места и отвечают)
-У кого есть ошибки? Поднимите руку.
Домашнее задание.
- Сейчас на перемене вы пойдете в библиотеку и возьмете сказки К. И. Чуковского, а завтра книги принесете на урок. Наведите порядок на парте.
Звонок с урока.
Перемена. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Дети идут в библиотеку. Их встречает библиотекарь.
Дети:
- Здравствуйте!
Библиотекарь:
- Здравствуйте, ребята!
Один ребенок говорит:
- Мы пришли за сказками К. И. Чуковского.
Дети становятся друг за другом.
- Назови свою фамилию и имя и т. д. (на формулярах картинки)
Библиотекарь находит формуляры, записывает книги, выдает, дети благодарят библиотекаря и уходят в класс. Кладут книги на парту.
Звонок на урок.
IIIУрок физкультуры
В роли учителя другой ребенок. Учитель входит в зал. Дети стоят у желтой полосы.
Учитель: Равняйсь! Смирно! Физкульт-
Ученики - Привет!
-Направо, по залу шагом – марш! (Дети выполняют ходьбу под звук бубна)
-Руки на пояс и идем на носочках.
-Руки за голову и идем на пяточках.
-Побежали легко.
-Остановились и идем спокойно. Вдох- выдох. (Дети восстанавливают дыхание)
-А сейчас нашли домики и повернулись к экрану лицом, выполняем упражнения под музыку.
(включается муз. композиция, дети и учитель выполняют упражнения.)
-Молодцы. Строимся у желтой полосы. Равняйсь. Смирно! Физкульт-
-Пока! (Дети прощаются)
-Направо. Шагом - марш!
Звонок с урока.
Воспитатель:
- Вот и закончились школьные уроки. Что мы должны сделать? (Убрать все на свои места)
(дети наводят порядок после игры, убирают все на свои места)
(дети присаживаются на стульчики)
5 Итог (схема)
- Понравилось ли вам играть в игру «Школа»?
- Что понравилось больше всего?
- А какие роли вы хотели бы выбрать для себя в следующий раз?
Воспитатель благодарит детей за хорошую игру: «учителей» за интересное проведение уроков; «учеников» - за хорошую учебу; повара - за вкусный завтрак, кассира –за внимательность, библиотекаря – за обслуживание.
- Какое у вас настроение? (показать картинку на схеме)
-У меня очень хорошее. Я вижу, что вы все хотите идти в школу и будете хорошими учениками. Спасибо, ребята, за игру!