Надежда Тютлина
Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие на планету Туами» старшая логопедическая группа
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра старшая логопедическая группа
Задачи:
1. Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения у детей.
2. Формировать умения согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения.
3. Закреплять умения усложнять игру путём расширения состава ролей, согласования и прогнозирования ролевых действий и поведения в соответствии с сюжетом игры, увеличения количества объединяемых сюжетных линий.
4. Формировать умение овладевать новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Космическое путешествие на планету Туами“ старшая логопедическая группа» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
5. Закреплять умение использовать разнообразные невербальные средства общения в игре: мимику, жесты, действия.
6. Развивать творческое воображение в играх-придумках по сюжетам волшебных сказок.
7. Поощрять желание придумывать новые темы для игры.
8. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, спокойно разрешать конфликты.
Прогнозируемый результат:
1. Дети разворачивают содержание игры в зависимости от количества играющих детей.
2. Повышение уровня развития коммуникативных навыков (ролевое общение, диалог, комментирование игровых действий и действий партнёра).
3. Формирование умения объединять разные тематические сюжеты в единый игрой сюжет.
4. Проявление умений у дошкольников развёртывать в самостоятельной деятельности специфические ролевые действия, вести ролевой диалог.
Предварительная работа:
- НОД «Этот загадочный космос», «Что такое Луна? Млечный путь? Созвездие?» «Первый космонавт»;
- наблюдения за звёздным небом в вечерние часы (прогулка);
- рассматривание альбома «Ю. А. Гагарин», «Летчики – космонавты СССР», изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме «Космос»;
- просмотр мультфильма «Тайна третьей планеты» (по рассказам К. Булычёва, К. Булычёв «Алиса на планете загадок»; видеоролик о планетах Солнечной системы для детей (А. Дружинина); аудио сказка «Кузнечик Кузя на планете Туами».
- прослушивание песен для детей Ю. Антонова «Живет на свете красота», «Пусть вечным будет мир», «Туами»;
- беседы: «Почему в космос летают на ракете?», «Зачем летать в космос?» «Почему солнце такое горячее?», «Тёмный космос», «Почему всё падает на землю?», «Есть ли в космосе жизнь», «Какие бывают звезды?»;
- чтение детских энциклопедий (раздел космос);
- ознакомление с художественной литературой:
Г. Шалаева «Почему планеты не сталкиваются?», «Что такое комета?», «Почему у кометы есть хвост?», «Далеко ли до звёзд?», «Жил да был звездочёт»; В. Бороздин «Первый в космосе»; Ю. Яковлев «Трое в космосе», А. Леонов «Шаги над планетой»; Н. Носов «Незнайка на Луне»; В. Медведев «Звездочёт Брунька», В. Драгунский «Удивительный день»;
- составление альбома детских рассказов с иллюстрациями «Дети о космосе»;
-художественная деятельность: рисование - «Знаки зодиака», «Разноцветные планеты», «Этот загадочный мир», «Скафандр для космонавта», «Инопланетяне». Лепка - «Мы космонавты»; оригами «Полёт на ракете на Луну», аппликация – «Космическое путешествие (все виды техники в космосе); звездное небо, изготовление коллажа «Пришельцы из космоса»;
-конструирование - «Космические корабли», «Космодром»;
- поделки и рисунки по теме «Таинственный остров;
- изготовление коллажа «Пришельцы из космоса»;
- ритмопластика «Роботы и звездочки;
-эксперимент с глобусом и лампой «День и ночь»;
- презентация «Этот удивительный космос».
Используемая литература:
1. Михайленко Н. Я. ; Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М: Гном и Д, 2000.
2. Михайленко Н. Я. ; Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. - М. : Педагогика,1990.
3. Михайленко Н. Я. ; Короткова Н. А. Игра с правилами. – М. : Онега, 1994.
4. Родари Дж. Грамматика фантазии. –М. : Прогресс,1990.
Атрибуты: шапочки – скафандры, шлемы, техническая аппаратура – компьютер, космическая еда в тюбиках, карта звездного неба, «Солнечной системы», муляжи планет, рация, маршрут, письмо, строительный материал, наушники, шапочки инопланетян.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята только что пришло сообщение из космоса от Астронавта Релла. Послушайте, что он пишет. «Дорогие ребята! На нашей планете «Туами» случилась беда, грозный пират Бимбула со своим войском хочет сжечь наш заповедный луг. И еще он хочет завоевать планету «Фибера», наших друзей. Мы знаем, что вы дружные и смелые ребята. Помогите нам, иначе наши планеты погибнут. Наша планета «Туами» расположена рядом с Большой Медведицей. Мы вас очень будем ждать!»
-Ну что ребята, поможем жителям планеты «Туами»? (Да)
-Давайте посмотрим на карту «Звездного неба» и найдем созвездие «Большой» и «Малой медведицы». Мы с вами определили место расположения планеты «Туами», значит нам надо держать курс в этом направлении. Посмотрите на карту «Солнечной системы», вы видите здесь эту планету? (нет). Почему? - потому что, эта планета фантастическая. А назовите планеты «Солнечной системы» (дети называют и показывают планеты на карте).
-Давайте решим, на чем мы полетим? (Космическом корабле, ракете).
Очень хорошо! Для полета в космос нам нужен кто? Правильно -Командир. Давайте подумаем, каким он должен быть. Чем он занимается в полете? (Командир должен быть сильным, смелым, ловким, отважным, решительным. Он управляет всем полетом). Кто из вас будет командиром? (дети делают свой выбор).
-А еще кто нам понадобится, для того, чтобы построить ракету? Конструктор. Кого мы можем выбрать конструктором?
А кто же будет связываться с Землей и другими планетами? Радист. Какие его обязанности на ракете?
Что делает в полете штурман? Каким должен быть этот член экипажа? (Штурман должен быть очень умным, быстрым, уметь моментально принимать решения. Он прокладывает путь ракеты).
Дети выбирают штурмана.
- Кто станет сегодня врачом? Зачем вообще космонавтам нужны врачи, ведь у них со здоровьем все в порядке? (Врачи осматривают космонавтом перед полетом и по возвращении на Землю, ведут наблюдение за состоянием их здоровья.)
–Экипаж мы с вами сформировали. Но для создания ракеты нужны конструкторы и строители.
Дети выбирают конструкторов и строителей.
-Еще нужны техники: они заправляют ракету топливом, готовят ее к полету, дают «добро» на старт. Кто сегодня будет техником?
Дети выбирают техников.
- Еще я предлагаю взять в полет художника. Как вы думаете, чем он будет заниматься в космосе? (Нарисует, как выглядит Земля из космоса, создаст «космические» картины.) Кого вы предлагаете на роль художника?
Дети выбирают художника.
-Я предлагаю еще взять в полет повара.
-Что будет делать повар в полёте? Кого мы возьмём поваром?
-Ну вот, мы выбрали и тех, кто полетит в космос, и тех кто строит ракету, и тех, кто готовит ее к полету. Но нужен еще один человек. Он следит за полетом с Земли, согласовывает действия экипажа.
Воспитатель: Если вы не против, то я буду диспетчером-оператором (или выбрать из детей, буду руководить полетом. А если вам будет нужна моя помощь, то я тут же окажусь рядом с вами.
Но сначала, я хочу познакомить вас с законами космонавтов :
1. Только сильные ребята могут полететь в космос.
2. Только умные ребята могут стать космонавтами.
3. Только трудолюбивые могут отправиться в полет.
4. Только веселые и дружные могут спасти планеты.
А сейчас экипаж должен приготовить все необходимое для полета, а врачи проверить здоровье экипажа, так как их ждут большие перегрузки и невесомость. (Дети берут необходимые предметы, техники заправляют ракету топливом, готовят ее к полету, дают «добро» на старт, художник берет необходимые для рисования материалы, повар готовит еду для космонавтов, расфасовывает по пакетам, упаковывает в тюбике, складывает в контейнер, бортинженер проверяет приборы пульта управления).
Врач проверяет физическую подготовку, после этого, космонавты одевают костюмы. Инженеры занимают свои места.
Воспитатель: Молодцы, теперь я вижу, что вы действительно готовы к полету!
-Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит труд!
(Космонавты занимают свои места в ракете). Дается сигнал к отправлению ракеты. Диспетчер и космонавты готовятся к взлету :
Диспетчер. Объявляю трёхминутную готовность!
Проверить скафандры и кислород!
Командир. Есть проверить скафандры и кислород!
Диспетчер. Проверить радиосвязь!
Командир. Есть проверить радиосвязь!
Диспетчер. Ключ на старт!
Командир. Есть ключ на старт!
Диспетчер. Зажигание!
Командир. Есть зажигание!
Диспетчер. Экипаж к полету в космос готов?
Приготовиться к старту! Пристегнуть ремни!
Командир. Есть приготовиться к старту! Пристегнуть ремни.
Диспетчер.
Внимание! До старта осталось 10 секунд. Считаем: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1 Пуск!
Корабль вышел на орбиту. Мы летим, мы в космосе. Посмотрите, какая красота за стеклом иллюминатора. Какие удивительные планеты видны!
Мимо чего вы сейчас пролетаете? Прием!
Штурман. Мы пролетаем возле планеты Венера. Она вся закрыта облаками. Кажется, что ее поверхность блестит.
Диспетчер. А что вы видите перед собой?
Космонавт-техник. Впереди у нас Меркурий. Он движется с очень большой скоростью. Вся его поверхность покрыта кратерами.
Диспетчер. Расскажите, пожалуйста, как выглядит Земля из космоса. На что похожа?
Космонавт-художник. Наша земля кажется маленьким шариком. Мы видим на ней синие пятна – это океаны, моря, реки, озера. Есть и белые пятна – ледники в горах, коричневый цвет – суша.
Воспитатель: А сколько звезд на небе, и все они разные. Их цвет зависит от температуры звезды. Самые горячие светятся голубым цветом, немного холоднее – белым, еще холоднее желтым цветом, а потом оранжевым и красным и в конце концов гаснут. Но нам надо держать путь к созвездию Большой медведицы, ведь рядом с ней находится планета «Туами».
Внимание! Только что поступил сигнал с планеты «Фибера». Жители планеты просят помощи. Приготовится к выходу в открытый космос. Командир, командуйте!
Командир. Экипаж, приготовится к выходу. Отправляемся на планету «Фебера».
Встречает инопланетянин. - Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы прилетели! Мою планету заминировал Грозный пират. Чтобы ее разминировать, надо отгадать загадки.
1. Белые цветочки вечером расцветают, а утром увядают. (Звезды)
2. Лежит ковер большой-большой, а не ступишь ногой (Небо)
3. Не фонарь, а ярко светит и не пекарь, а печет. (Солнце)
4. Всю ночь за облаками светит фонарь рогами. (Месяц)
5. Полная, как апельсин. А прошла неделя только - От него осталась долька. (Луна)
(Мины убираются по мере отгадывания загадки)
Инопланетянин : Спасибо! Вы спасли мою планету. Счастливого пути! До свидания.
Диспетчер. Молодцы, ребята, горжусь вами! Занимайте свои места.
Командир. Занять свои места. Пристегнуться. Держим путь дальше. Летим спасать другие планеты.
Диспетчер. Уважаемый экипаж! Напоминаю что сейчас по расписанию время отдыха, можно принять пищу. Командир командуй. Приятного вам отдыха.
Командир: Приготовиться экипажу к приему пищи.
(повар раздает экипажу еду в тюбиках)
Диспетчер: Как проходит полёт?
Командир: Пристегнуться летим дальше, полет проходит спокойно. Диспетчер. Держать курс на планету «Туами».
Командир: Есть держать путь на планету «Туами»
Диспетчер. Внимание! Ваш корабль приближается к планете «Туами». Будьте осторожны! Как слышите меня? Поступил сигнал от астронавта Релла, он обещал встретить вас. Приземляйтесь на планету.
Командир. Экипаж, приготовится к выходу на планету.
Астронавт: Здравствуйте ребята. Я так долго ждал вас! Наконец-то вы прилетели! Грозный пират Бимбула хочет сжечь наш заповедный луг своими лазерами. И завоевать все планеты. А мы считаем, что все планеты во вселенной должны дружить и жить в мире.
Дети: А мы, земляне, тоже так считаем, поэтому мы поможем спасти ваши планеты.
Воспитатель: А вот и пираты. Здравствуйте!
Пираты: А вы это кто такие? (Мы, ребята, жители самой красивой планеты «Земля», прилетели, чтобы спасти заповедный луг).
Пираты: Заповедный луг? Да мои умельцы за одну минуту сожгут ваш заповедный луг, весь до последнего листочка, а скоро мы захватим весь космос и всю галактику, и никто и ничего нам не помешает. Даже Вы.
Дети: Почему вы хотите заставить нас воевать? Война все разрушает и уничтожает, она не приносит ничего кроме жестокости и зла, она слепа, она не видит красоты, которая всем так нужна!
Пираты: Добро, красота! Кто придумал эту чепуху. Нам звездным пиратам никогда этого не понять.
Дети: Но неужели вы не любовались голубыми озерами, рыжими холмами, радугами после дождя и, наконец, яркими цветочками.
Пираты: Я не понимаю, о чем ты говоришь? Мы весь мир видим черным и только черным: черные озера, черные холмы, черные радуги и черные цветы.
Воспитатель: Так вот почему вы носите с самого рождения черные очки? А чтобы увидеть красоту, которая нас окружает, нужно снять чёрные очки.
Пираты: И всего-то! Никогда этого не делал, но сегодня, один раз в жизни, можно снять очки (снимает). Что такое? Что я вижу? Что кроме черного… озера -голубые, небо -сиреневое, а этот заповедный луг - он какой-то удивительный и разноцветный. Пираты, слушайте мою команду: Приказываю снять всем очки (все снимают очки - удивляются) Пираты! Все, что вы видите вокруг, можно назвать одним словом «Красота".
А ну, повторите! (все пираты повторяют).
Дети: Мы же говорили, что красота делает всех добрыми. Тот, кто увидел и сумел понять красоту, не может причинить зло, не может быть пиратом.
Пираты: А мы больше не хотим быть пиратами. Мы отправимся на планеты не как враги, а как друзья, и наладим для начала межпланетный контакт.
Воспитатель: Ах! Как было бы хорошо! Если бы во всем космосе, на всех планетах, навсегда исчезли черные стекла ненависти, зла и вражды. А в знак нашей дружбы, мы земляне дарим вам символ мира «Голубя».
Инопланетянин : А мы хотим, чтобы, когда вы прилетите на свою планету «Земля», рассказали о нашей планете «Туами», о нашем заповедном луге. Пусть ваши жители берегут свои реки, цветы, свою красоту. И в знак привета передаем вам нашу песенку. (Дарят диск Ю. Антонова с песнями: «Туами» и «Живет на свете красота».
Инопланетянин : Спасибо вам ребята, жители «Земли», мы всегда будем помнить вас! А главные художники изобразят ваш портрет для нашего музея. Вы это заслужили. Счастливого вам пути! До свидания, друзья!
Воспитатель: Ребята, вы просто молодцы! Настоящие друзья природы! Вы спасли планеты и сделали пиратов добрыми! А нам пора возвращаться на Землю. Нас ждут наши друзья. Нам есть, что им рассказать!
Космонавты «возвращаются» на Землю». Их встречают журналисты, родственники, знакомые. Герои рассказывают о своем путешествии. Художник рисует космические планеты, инопланетян, журналисты делают короткий репортаж о полете.
Дети играют в «Космос» с огромным желанием. И всегда игра - разная! Ведь путешествуют ребята на разные планеты. И кроме них, во вселенной: астероиды, кометы, метеориты… Так много интересного известного и неизвестного! Вот тут-то и есть простор для детской фантазии! Играйте с детьми и Вы получите массу удовольствия!