Татьяна Романова
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Появление коллективной игры в старшем дошкольном возрасте создает возможность для быстрого развития и изменения как тематики и содержания, так и структуры игры. В изменении тематики игр детей есть определенная закономерность: от игр на бытовые темы к играм трудовым, производственным сюжетам, а затем к играм, в которых отображаются различные общественные события и явления.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивается и содержание игры. В играх у воспитанников старшего возраста наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. Изменения тематики игр и их содержание связано с расширением их источников. Сюжетно-ролевые игры старших воспитанников определяются в основном теми впечатлениями, которые получают они в процессе непосредственного общения с окружающим.
Также, важно отметить, что в старшем дошкольном возрасте предъявляется больше требований к соответствию игрушки и игровому замыслу. Он предпочитает более сложную игрушку, приближающуюся к модели предмета.
И все это свидетельствует о появлении у воспитанников старшего возраста коллективной игры, которая дает возможность быстрому развитию и изменению тематики, содержания и структуры игры, что связано с расширением их источников.
Содержание игры определяется возрастными особенностями детей. Если содержание игры малышей отражает действия с предметами-игрушками, то в играх старших воспитанников отражаются взаимоотношения людей, показывая глубину проникновения детей в смыслы этих отношений. Содержание игры у них зависит от интерпретации роли, выстраивания ролевого поведения участников игры, разработки конкретной игровой ситуации, установленных правил, направленности ролевых действий.
Также необходимо отметить, что содержание сюжетной игры и выпол-нение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими и, оказывая, друг другу помощь в овладении трудовыми навыками – все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских взаимоотношений, организует их поведение.
В старшем дошкольном возрасте воспитанники овладевают самым сложным способом построения игры – совместным сюжетосложением. Но-вый способ эффективно усваивается детьми в игре – придумывании, которая осуществляется в словесном плане. Сначала преобразуются уже знакомые сюжеты, а потом придумываются новые. А. П. Усова, А. В. Запорожец, Р. А. Иванкова, Д. В. Менджерицкая и др. рекомендуют использовать сюжеты известных детям волшебных сказок. После того как воспитанники овладели основами сюжетосложения и могут комбинировать роли разных героев и события, воспитатель организует ролевое взаимодействие. Для того, чтобы сюжетосложение отделить от игровых действий и превратить его в самостоятельную цель, предлагается осуществлять игру в форме телефонных разговоров персонажей. От придумывания сказок переходят к сочинению настоящих историй.