Виктория Владимировна Еремеева
Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно – ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников.
По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением, обусловленным развитием общества и его культуры. Это особые формы жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой ребенок в игровых условиях выполняется те роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд, отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности. В дошкольном возрасте игра становится ведущим видом деятельности. Характерным видом игровой деятельности дошкольника является сюжетно-ролевая игра, которая возникает на границе раннего и дошкольного возраста и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как ведущий вид деятельности дошкольников» размещена в разделах
Сюжетно-ролевая игра в дошкольном возрасте, является ведущим видом деятельности. Она определяет развитие всех существенных сторон личности ребёнка, подготавливает переход в новый период развития. Д,Б. Эльконин выделяет четыре линии влияния игры на психическое развитие ребё нка: – развитие мотивационно-потребностной
сферы;
– преодоление познавательного «эгоцентризма» ребёнка; – развитие умственных действий; – развитие произвольности действий.
Сюжетно-ролевая игра это особая деятельность, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к настоящей, серьезной деятельности.
В ней дети воссоздают окружающий мир, действия и отношения людей, события с ними происходящие. Воссоздание осуществляется за счет игровых действий, игровых ролей, игровой предметной ситуации, что позволяет детям реализовывать сюжетные события или смысловой контекст игры. Сюжетно - ролевая игра детей отображает жизнь людей в обществе. В игре ребенок принимает позицию другого человека (часто - многих людей) и в пределах одного сюжета видит ситуацию их глазами. Выполняя, например, роль мамы, потом - дочери, она понимает важность материнской заботы и послушания детей. Благодаря этому перед ней открываются правила поведения и их значение для установления и поддержания позитивных отношений с другими людьми, происходит осознание необходимости соблюдение правил, т. е. формируется сознательное выполнение их. Специфика сюжетно - ролевой игры выражается в том механизме, посредством которого осуществляется игровая деятельность. В качестве психического механизма выступают игровые замещения: предметно- игровое замещение, вербальное игровое замещение, создание и обогащения игрового пространства. Наблюдая за детьми в процессе самостоятельных игр, я пришла к выводу, что в сюжетно-ролевую игру дошкольники разных возрастных групп вкладывают различное содержание. Так, младшие дошкольники многократно повторяют одинаковые действия с одними и теми же предметами, воспроизводя реальные действия взрослых: играя в «обед», они режут хлеб, варят кашу, моют посуду. Повторение действий - это основное содержание их игр. Итак, содержание игры младших дошкольников сводится к действиям с предметами.
Игровые сюжеты и роль, дети младшего дошкольного возраста еще не планируют, они возникают в зависимости от того, какой предмет попадет им под руку: трубка - играть у врача, термометр - будет медсестрой. Через владение предметом, с которым можно выполнять игровое действие, нередко между детьми возникают конфликты.
Иначе действуют в игре дети среднего дошкольного возраста. Они уже не повторяют непрерывно свои игровые действия, а пытаются изменять их. Выполняют действия не ради действий, а для проявления своего отношения к другому играющему, согласно взятой на себя роли. Их действия более свернутые, чем у младших дошкольников. Основным содержанием игры становятся отношения между людьми, развернутое воспроизведение которых учит детей соблюдать определенные правил. Знакомясь в игре с жизнью взрослых, дети привлекаются к пониманию общественных функций людей, правил отношений между ним ними.
Ведущим содержанием ролевой игры старших дошкольников является соблюдение правил в соответствии с их игровыми ролями. Эти роли они выполняют с помощью различных игровых действий. На основе сокращения и обобщения игровых действий, происходит переход к умственным действиям. Постепенно появляется мнимая игра, когда ребенок переходит от игры с реальными игровыми предметами к игре с воображаемыми.
Структура сюжетно-ролевой игры в значительной степени зависит от реальных отношений их значение при переходе детей от младшего до среднего и старшего дошкольного возраста изменяется. В старшем дошкольном в возрасте доминируют игровые отношения детей, подчиняя себе реальные отношения.
Для развития сюжетно- ролевой игры, я создала в группе центр сюжетно-ролевой игры. Этот центр предназначен способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей. Учить использовать в играх строительный материал. Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в «Дом», «Магазин», «Парикмахерскую», «Больницу», «Моряков», «Водителей» и др, куклы ; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др, кукольные коляски; игрушки-забавы; одежда для ряженья. Согласно требованиям ФГОС все сюжетно- ролевые игры легко трансформируется, в зависимости от той игры в которую хочет поиграть ребенок. При этом, я помню, что обстановка должна быть не только удобной для игры, но и похожей на настоящую, так как не все дети сразу могут воспринимать чисто символическую, воображаемую ситуацию. Особенно это относится к групповым играм, где важно для всех участников обозначить ситуацию игры и предметы.
Главное, чтобы дети заинтересовались игрой. Ведь интерес обеспечивает направленность и продолжительность игровой деятельности, делает процесс развития ребенка в игровой деятельности занимательным и эффективным. Игровой интерес пронизывает все структурные компоненты сюжетно – ролевой игры : сюжет, роли, выбор игрушек и игровых атрибутов, игровые действия и диалоги, соблюдение игровых правил. Учет игровых интересов позволяет создать для ребенка ситуацию эмоционального комфорта в игре, привлекающие герои и интересное содержание естественным образом движут им, раскрывая его творческие потенции, разносторонние способности, активизируя накопленный ребенком жизненный опыт для увлекательной игры. А ведь интересная игра – это маленькое счастье ребенка!