Ксения Климовская
Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры
Обедняя мир детства, мы затрудняем
вхождение ребенка в общество, коллектив. Василий Сухомлинский
2 слайд
Социализация – это процесс вхождения человека в культурное сообщество. Чаще всего социализация трактуется как процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта (А. В. Мудрик). Дошкольный возраст является активным периодом усвоения социальных норм. Потребность в общении со сверстниками у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Высокий темп психического развития ребенка дошкольника, его открытость миру и новому опыту очень благоприятно влияют на вступление в общественную жизнь.
Публикация «Социализация дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2021
В дошкольном возрасте складываются первые стереотипы социального поведения, формируется индивидуальный стиль поведения человека, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ему хочется включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Из этого противоречия и рождается сюжетно-ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д. Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Игровая деятельность – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Ученые и практики рассматривают игру как основное средство психического и социального развития. Игра – своеобразный, свойственный ребенку способ усвоения действительности, общественного опыта. В них дети воспроизводят все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Только она позволяет ребенку занять то место в обществе, о котором он мечтает, который ему недоступен, но так интересен! Ведь то, что "проигрывается", для ребенка превращается в реальность. По утверждению Ушинского К. Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни остаются в нем глубже, чем следы действительной жизни.
3 слайд
Сюжетно-ролевая игра
· развивает общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
· помогает становлению самостоятельности и саморегуляции собственных действий
· развивает способность к планированию и прогнозированию своей деятельности
· развивает социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание
· происходит формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками
· укрепляется чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
· формируются позитивные установки к различным видам труда и творчества
· закладываются основы безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Вживание в роль, овладение почерком движений персонажа, мимикой, спектром его эмоций, поиск неожиданных решений, умение совладать с ситуацией – все это способствует социальному развитию ребенка. Снимается страх перед публичными выступлениями, многие телесные зажимы, речь становится интонационно богаче, движения пластичны.
Но отчего, если сюжетно-ролевая игра так полезна и доступна к освоению самим ребенком, не отдать ее на самостоятельное разыгрывание детьми? По данным исследований Ю. А. Дунай, Е. И. Комкова выявлено, что 23% детей не могут овладеть социальной нормативностью и оценочными эталонами без специальной помощи взрослого. Таким образом, педагог ДОУ должен не только предоставлять возможность детям играть в сюжетно-ролевые игры, но и координировать ее, при необходимости направлять, напоминать правила, оценивать поведение и поступки героев игры ( внимание: не самих детей, их исполняющих).
4 слайд
В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не готовы создать игру самостоятельно, требуется организация игры педагогом от начала до конца. Позже определенные ее этапы могут быть отданы на самостоятельную деятельность детей. Так, сюжетно-ролевые игры имеют определенную структуру:
1. Выбор темы. Выбор игр, которые педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей.
2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
4. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь детям войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила их воображение, принесла радость творчества.
5. Распределение ролей.
6. Начало игры. Важно позаботится о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.
7. Сохранение игровой ситуации. Педагог должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре: не разрушать воображаемую ситуацию; меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе.
8. Завершение игры. Необходимо позаботится о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей яркое позитивное эмоциональное состояние и желание внести в жизнь все лучшее, что приобретено в игре.
5 слайд
Структура и содержание сюжетно-ролевых игр должны быть доступны возрасту детей, связаны со знакомыми событиями. В нашей группе часто проигрываются сюжеты «Больница», «Магазин», «Парикмахерская», «Дочки-матери»,
6 слайд
«Детский сад», «Автобус». Для расширения кругозора планируется введение новых, малознакомых ситуаций: «Аэропорт», «Гостиница», «Турагентство», «Дом мод», «Экскурсия», «Детское кафе», «Служба спасения».
7 слайд
Для введения новой ролевой игры сначала проводится подготовительная работа по знакомству с сюжетом (в течение 2-3 недель) по следующей схеме: просмотр иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, составление рассказа, прослушивание радиоспектакля, просмотр мультфильма. Создаются условия для реализации игры : декорации, маски, костюмы, предметы-заместители.
Также возможно преобразование сказки или сюжета известной игры с внесением новых элементов, введением новых персонажей, придумывание новых историй.
Когда сюжетно-ролевая игра освоена (старший дошкольный возраст) от прямого руководства игрой (активного воздействия на детей) следует перейти к косвенному воздействию (с помощью совета, вопроса, подсказки, а в дальнейшем - к самостоятельной игре детей.
8 слайд
Наблюдения за поведением и взаимоотношениями детей в сюжетно-ролевой игре показывают, что у некоторых детей есть проблемы в социализации, а именно, проявляется излишняя робость, замкнутость, агрессивность, нежелание следовать правилам игры, упрямство, конфликтность. Поэтому при проведении игр важно использовать индивидуальный подход к каждому ребенку, помогать детям с трудностями социализации. Например, у застенчивых детей необходимо выявлять положительные качества и создавать условия для повышения заниженной самооценки. Широко используется похвала за положительное поведение в игре. Неуверенным в себе детям поручаются интересные, но не сложные роли, которые не требуют организаторских способностей.
Для развертывания сюжетно-ролевых игр можно использовать любое свободное время в режиме дня (до завтрака, на прогулке, вечером).
Эффективное влияние сюжетно-ролевых игр на процесс социализации становится возможным при создании определенных условий:
Сюжетно-ролевые игры соответствуют возрасту и потребностям детей
Сюжеты игр моделируют жизненные ситуации
Детально продумана предметно-игровая среда
Заключительный этап сюжетно-ролевой игры – рефлексия детей.
Результаты нашей работы свидетельствуют о высокой эффективности использования сюжетно-ролевых игры в процессе социализации дошкольников.
9 слайд
Спасибо за внимание