Светлана Алисеенко
Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра занимает в жизни дошкольника особое место. Игры используются
на занятиях, в свободное время дети с интересом играют в придуманные ими
игры. Самостоятельные формы игры имеют в педагогике самое важное
значение для развития ребенка. В таких играх наиболее полно проявляется
личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития
(умственного, эстетического, нравственного, физического). В теории игра
рассматривается с различной позиции. С точки зрения философского подхода
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
игра ребенка является главным способом освоения мира, который она
пропускает сквозь призму своей субъективности. Человек играющий – это
человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий. С позиции
психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие
ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления;
на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том,
что игра – это форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит
под влиянием окружающих детей взрослых
Виды сюжетно ролевых игр
1. Игры на бытовые сюжеты: семья, дни рождения, поход в гости.
2. Игры на темы, в которых отражается труд людей: школа, магазин,
библиотека, почта, парикмахерская, больница.
3. Игры на героико-патриотические темы: войны, космические полеты
и прочее.
4. Игры на темы литературных произведений.
5. «Режиссерские» игры, в которых ребенок проводит различные
манипуляции с куклами.
Можно выделить следующие особенности сюжетно-ролевой игры
детей в старшем дошкольном возрасте
1. Игра имеет замысел, который строится на таких характеристиках как
устойчивость, развитие, динамика.
2. Важно совместное планирование игры детьми как процесс.
3. В сюжетно-ролевой игре проявляется высокий уровень игрового
творчества, формируется перспектива игры.
4. В коллективе детей происходит совместное моделирование
разнообразных взаимоотношений между людьми.
5. В коллективе детей происходит совместное построение развития
сюжета игры.
6. Важным моментом является ролевое взаимодействие, содержание,
применение разнообразных средств выразительности.
7. Речь дошкольника так же занимает значительное место в реализации
его роли в игре.
8. Важно применение предметной среды.
9. В коллективе детей при ведении сюжетно-ролевой игры становится
важным соблюдение правил.
В ролевых играх дети входят в контакты между собой и по личной
инициативе имеют возможность формировать свои взаимоотношения в
существенной степени независимо, сходясь с интересами своих партнеров и
приучаясь считаться с ними в совместной деятельности.
Возможность сюжетно-ролевой игры в развитии социальнокоммуникативных навыков в дошкольной образовательной организации
велика, это проявляется:
– развитием отношений со сверстниками в сюжетно-ролевой игре;
– усвоением своей роли в группе;
– возможностью попробовать себя в разных ролях или той
деятельности;
– построением эффективных связей и взаимодействий;
– созданию условий для развития социально-коммуникативных
навыков.
Также важно учитывать факт специально организованной игровой
деятельности и деятельности, направленной на развитие социально-коммуникативных навыков, это возможно лишь в дошкольном
образовательном учреждении.
Дошкольная образовательная организация – образовательная
организация, осуществляющая образовательную деятельность по
программам дошкольного образования в соответствии с ФГОС, а также
осуществляет присмотр и уход за детьми дошкольного возраста.
Основные задачи дошкольной образовательной организации :
– осуществлять охрану жизни и здоровья детей;
– обеспечивать интеллектуальное, личностное и физическое развитие;
– приобщать к общечеловеческим ценностям;
– взаимодействовать с семьей для полноценного развития ребёнка.
Центральным звеном сюжетно-ролевой игры будет являться мнимая
или реальная ситуация, которая содержится в том, что ребенок берет на себя
определенную роль и исполняет ее в игровой обстановке. Сюжетно-ролевая
игра оказывает существенное воздействие на развитие социальнокоммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. Ребенок
начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий
людей.