МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника

Вера Александровна Полякова
Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника

В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей. В то время, как именно игра является существенным компонентом развития личности ребенка и важным механизмом социализации.

Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения (Ш. А. Амонашвили, Р. С. Буре, Н. Ф. Голованова, А. В. Петровский, М. В. Крулехт, А. Г. Гогоберидзе и др.). Современному обществу, как никогда ранее, необходима личность, свободно проявляющая себя в социальной сфере, творчески познающая мир, способная транслировать опыт позитивного социального взаимодействия.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника» размещена в разделах

Анализ работ А. Г, Гогоберидзе, Т. И. Бабаевой, О. В. Солнцевой показывает особую роль сюжетно - ролевых игр в воспитании положительных взаимоотношений и в развитии позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.

В педагогическом словаре сюжетно - ролевыми названы игры, в которых ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок [5, с. 24].

По определению Д. Б. Эльконина, ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят всё, что видят вокруг: ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре [8,с. 304].

Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка с его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Данное противоречие разрешается в сюжетно - ролевой игре, как отмечают Т. В. Антонова, Л. П. Усова, Д. Б. Эльконин.

Характерными особенностями сюжетно-ролевой игры являются самостоятельность, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность и творчество. Основа сюжетно-ролевой игры - окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

В исследованиях Т. И. Бабаева отмечает, что дошкольное детство - это уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка [1,с. 3].

Понять детство легче через игры детей. Именно в игре, по мнению Т. И. Бабаевой, заключаются мощные механизмы социокультурного развития ребенка. Игровой опыт входит в систему формирующегося социального личного опыта ребенка. Социальный опыт, являясь сложной характеристикой процесса социализации дошкольника, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: аксеологический, познавательный, действенный и коммуникативный. Все эти компоненты присущи детскому игровому опыту[1,с. 5].

О. В. Солнцева рассматривает сюжетную игру как деятельность, основанную на воображении и фантазии, импровизации. Поэтому автор стремится избежать готовых конспектов игр, и показать педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов, раскрыть способы их построения.

Очень интересная педагогическая технология разработана О. В. Солнцевой по обучению сюжетно - ролевым играм [9,с. 25] :

1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера);

2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции "помощника";

3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель").

Для того, чтобы социализация ребенка дошкольника проходила позитивно, Т. И. Бабаева считает, что необходимо создать следующие условия [2] :

1. Целостный подход к освоению детьми социокультурного опыта в общении и совместной деятельности;

2. Создание общей творческой направленности образовательного процесса; эмоциональное благополучие в среде сверстников каждого ребенка;

3. Выстраивание событийного сценария образовательного процесса как решения детьми увлекательных проблемных задач совместной деятельности, общения и творчества;

4. Связь с актуальными интересами дошкольников и субкультурой детства;

5. Создание атмосферы свободы выбора, творческого обмена, самовыражения детей в общении и совместной деятельности, поддержка детских инициатив;

6. Педагогическое сопровождение и проектирование индивидуально-ориентированных маршрутов социально-коммуникативного развития дошкольников.

А. Г. Гогоберидзе определяет сущность и содержание начальной личностно-

социальной компетентности ребенка «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [3,с. 14].

Таким образом, проблема позитивной социализации ребенка дошкольного возраста актуальна в современных исследованиях.

Литература:

1. Бабаева Т. И. Игра в социокультурном развитии дошкольника/ Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник// Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2007 - С. 3-15.

2. Бабаева Т. И. Проблема позитивной социализации ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики/Международная научно - практическая конференция 10-11 декабря 2015г. // https://www.studfiles.ru/preview/6340855/

3. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.

4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики / Педагогика детства: Петербургская научная школа/ Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Институт Детства// СПб. - 2005. С. 9-15.

5. Забудько Г. А. Сюжетно - ролевая игра в становлении личности ребенка//Дошкольная педагогика - 2012 - №7 - С. 24-26.

6. Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург - 1995.

7. Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. Проблема поз

8. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов//CПб. : Питер, 2012

9. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2010.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Клубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольниковКлубный час, как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Клубный час как эффективная технология позитивной социализации дошкольников Слайд 2 Одной из важнейших задач дошкольного периода является.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника
Опубликовано: 24 мая 2022 в 21:55
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Вера Александровна Полякова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД