Вера Александровна Полякова
Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника
В последние годы исследователи с тревогой говорят об исчезновении игры из жизни детей. В то время, как именно игра является существенным компонентом развития личности ребенка и важным механизмом социализации.
Характерной особенностью нашего времени является активизация гуманистических тенденций в воспитании и обучении подрастающего поколения (Ш. А. Амонашвили, Р. С. Буре, Н. Ф. Голованова, А. В. Петровский, М. В. Крулехт, А. Г. Гогоберидзе и др.). Современному обществу, как никогда ранее, необходима личность, свободно проявляющая себя в социальной сфере, творчески познающая мир, способная транслировать опыт позитивного социального взаимодействия.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство позитивной социализации старшего дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2022
Анализ работ А. Г, Гогоберидзе, Т. И. Бабаевой, О. В. Солнцевой показывает особую роль сюжетно - ролевых игр в воспитании положительных взаимоотношений и в развитии позитивной социализации детей старшего дошкольного возраста.
В педагогическом словаре сюжетно - ролевыми названы игры, в которых ребёнок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок [5, с. 24].
По определению Д. Б. Эльконина, ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Творчество проявляется в данных видах игр в том, что дети творчески воспроизводят всё, что видят вокруг: ребёнок передаёт свои чувства в изображаемом явлении, творчески претворяет замысел, варьирует своё поведение в роли, по-своему использует предметы и заместители в игре [8,с. 304].
Ребенок стремится к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается с одной стороны, с неподготовленностью ребенка с его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Данное противоречие разрешается в сюжетно - ролевой игре, как отмечают Т. В. Антонова, Л. П. Усова, Д. Б. Эльконин.
Характерными особенностями сюжетно-ролевой игры являются самостоятельность, эмоциональная насыщенность и увлечённость детей, активность и творчество. Основа сюжетно-ролевой игры - окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
В исследованиях Т. И. Бабаева отмечает, что дошкольное детство - это уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребенка [1,с. 3].
Понять детство легче через игры детей. Именно в игре, по мнению Т. И. Бабаевой, заключаются мощные механизмы социокультурного развития ребенка. Игровой опыт входит в систему формирующегося социального личного опыта ребенка. Социальный опыт, являясь сложной характеристикой процесса социализации дошкольника, включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: аксеологический, познавательный, действенный и коммуникативный. Все эти компоненты присущи детскому игровому опыту[1,с. 5].
О. В. Солнцева рассматривает сюжетную игру как деятельность, основанную на воображении и фантазии, импровизации. Поэтому автор стремится избежать готовых конспектов игр, и показать педагогу вариативные пути развития игровых сюжетов, раскрыть способы их построения.
Очень интересная педагогическая технология разработана О. В. Солнцевой по обучению сюжетно - ролевым играм [9,с. 25] :
1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера);
2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции "помощника";
3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель").
Для того, чтобы социализация ребенка дошкольника проходила позитивно, Т. И. Бабаева считает, что необходимо создать следующие условия [2] :
1. Целостный подход к освоению детьми социокультурного опыта в общении и совместной деятельности;
2. Создание общей творческой направленности образовательного процесса; эмоциональное благополучие в среде сверстников каждого ребенка;
3. Выстраивание событийного сценария образовательного процесса как решения детьми увлекательных проблемных задач совместной деятельности, общения и творчества;
4. Связь с актуальными интересами дошкольников и субкультурой детства;
5. Создание атмосферы свободы выбора, творческого обмена, самовыражения детей в общении и совместной деятельности, поддержка детских инициатив;
6. Педагогическое сопровождение и проектирование индивидуально-ориентированных маршрутов социально-коммуникативного развития дошкольников.
А. Г. Гогоберидзе определяет сущность и содержание начальной личностно-
социальной компетентности ребенка «как готовность самостоятельно решать задачи, связанные с общением и взаимодействием со сверстниками и взрослыми и совокупностью развивающихся представлений ребенка о себе, его самооценкой, определяющими выбор способов поведения и взаимодействия с социумом» [3,с. 14].
Таким образом, проблема позитивной социализации ребенка дошкольного возраста актуальна в современных исследованиях.
Литература:
1. Бабаева Т. И. Игра в социокультурном развитии дошкольника/ Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник// Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. - СПб. : "ДЕТСТВО - ПРЕСС", 2007 - С. 3-15.
2. Бабаева Т. И. Проблема позитивной социализации ребенка в исследованиях кафедры дошкольной педагогики/Международная научно - практическая конференция 10-11 декабря 2015г. // https://www.studfiles.ru/preview/6340855/
3. Гогоберидзе А. Г. Предшкольное образование: некоторые итоги размышлений (Концепция образования детей старшего дошкольного возраста) [Текст] / А. Г. Гогоберидзе // Управление в ДОУ. – 2006. – № 1. – С. 10–19.
4. Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Детство как социокультурный феномен и категория дошкольной педагогики / Педагогика детства: Петербургская научная школа/ Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Институт Детства// СПб. - 2005. С. 9-15.
5. Забудько Г. А. Сюжетно - ролевая игра в становлении личности ребенка//Дошкольная педагогика - 2012 - №7 - С. 24-26.
6. Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург - 1995.
7. Корчак Я. Как любить ребенка. - Калининград, 2002. Проблема поз
8. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. пособие для студ. пед. вузов//CПб. : Питер, 2012
9. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2010.