Анастасия Морнова
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Волшебница вода»
МДОУ «Детский сад №12» города Ярославля
Подготовила:
Воспитатель группы №2
Морнова Анастасия Алексеевна,
2024год
МДОУ «Детский сад №12» города Ярославля
НОД по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
«Волшебница вода»
Приоритетная образовательная область развития: познавательная
Интеграция образовательных областей развития: развитие речи, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Цель: закрепить знания о воде и свойствах воды в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.
Задачи: Развитие экологического и эстетического воспитания; формирование целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
Образовательные задачи:
-Развитие познавательно-исследовательской деятельности, формирование навыков экспериментирования с водой.
-Закрепить представления о свойствах воды, о том, что вода очень важна для всех живых существ, без неё не могут жить растения, животные, человек.
-Развивать познавательный интерес к окружающему миру, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы.
-Сформировать знания о значении воды в жизни человека: вода - источник жизни.
-Опытным путем познакомить детей со свойствами воды.
Развивающие задачи:
-Развивать интерес к опытно - исследовательской деятельности.
-Развивать навыки проведения лабораторных опытов.
-Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
Воспитательные задачи:
-Формировать навыки самоконтроля, умение общаться со сверстниками во время проведения опыта.
-Воспитывать бережное отношение к воде.
-Воспитывать трудолюбие, желание выполнять различные трудовые поручения.
Доброе утро, уважаемые родители! итак мы начинаем наше занятие по познавательному развитию «волшебница вода»
Дети к нам пришли гости, ваши родители, давайте поздороваемся с ними …
Дети, посмотрите на экран, нам пришло письмо! Давайте я его прочитаю.
«Уважаемые дети! Я хочу пригласить вас поиграть в свою волшебную лабораторию! Чтоб в нее попасть, нужен ключик, который состоит из капелек воды. Чтобы собрать ключик, необходимо отгадать загадки и ответить на вопросы. Капельки будут появляться за ответы. Подпись: Капитошка.»
Дети, а кто это Капитошка? (это кап воды)
Восп: Дети я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые! Вы хотите помочь Капитошке и поиграть в волшебной лаборатории? (ДААА)
Как вы думаете, много ли воды вокруг нас? давайте посмотрим на экран.
Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля? (Круглая)
Воспитатель: Какого цвета больше всего на планете Земля? (синего, Голубого)
Воспитатель: А что означает (синий) голубой цвет на планете Земля? (Это вода)
Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет.
Вас сегодня много, я предлагаю разделиться на 2 команды. Первая команда-росинки, вторая команда-капельки.
Отвечать команды будут по очереди, чтоб никого не обидеть.
За каждый ответ команда получает капельку.
Итак в первом туре отгадываем загадки.
отвечает 1 команда-росинки
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
отвечает 2 команда-капельки
Я нужен зеленым лугам.
Я нужен и полям.
Все во круг я поливаю,
Когда меня долго ждут. (Дождь)
отвечает 1 команда-росинки
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днем,
Ищем, ищем - не найдем. (Роса)
отвечает 2 команда-капельки
Среди Лесов, среди Полей
Протянулся синий Змей- (Река)
отвечает 1 команда-росинки
Вата падает с небес
И на речку, и на лес,
Чудеса не длятся век —
По весне растает. (Снег)
отвечает 2 команда-капельки
В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
Улыбается всегда
Семи цветов она (Радуга)
отвечает 1 команда-росинки
Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,
И холодною водою живо я тебя умою. (Кран)
отвечает 2 команда-капельки
Из него вода не пьётся,
Потому что не вкусна –
И горька, и солона. (Море)
отвечает 1 команда-росинки
Дождь прошёл — а я осталась,
Воробьи во мне купались,
А до завтрашнего дня
Солнце высушит меня. (Лужа)
Молодцы дети! а сейчас начинаем 2 тур Слушаем вопросы.
отвечает 2 команда-капельки
Где в природе можно встретить воду?
(в реке, в болоте, в море, в озере, в водопаде, в роднике)
отвечает 1 команда-росинки
Для чего человеку нужна вода?
(пить, готовить, убираться, мыться, стирать, на производстве, на кухне, в ванне)
отвечает 2 команда-капельки
Кому еще нужна вода, кроме человека?
(животным, грибам, растениям, насекомым, рыбам, птицам)
отвечает 1 команда-росинки
Где можно взять воду?
(из крана, из реки, из родника, из колодца)
отвечает 2 команда-капельки
Есть ли форма у жидкой воды?
(у жидкой воды нет формы)
отвечает 1 команда-росинки
Назовите правила бережного отношения с водой?
(не расходуй воду зря, закрывай кран, не мусори у водоемов, не кидай в воду песок и отходы, еду, мусор, пластик, ветки, камни)
Правильно, Дети! Надо беречь воду!
Обе команды ответили на все вопросы, молодцы!
Вы немного устали, давайте отдохнем и потанцуем
физ. минутка «Капельки танцуют»
Итак дети, вы отдохнули, капельки собрали, пора и ключик собрать, наполнить его капельками, берите каждый по одной капельке и наполняйте ключик.
Молодцы!
Вот мы и попали в волшебную лабораторию Капитошки.
2 часть Опыты с водой
«Играем с красками».
Цель: Познакомить с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании); развивать наблюдательность, сообразительность.
Материал: Две банки с чистой водой, краски, лопаточка, салфетка из ткани.
Ход:
Краски, словно радуга,
Красотой своей детей радуют
Оранжевые, жёлтые, красные,
Синие, зелёные – разные!
В баночку с водой добавить немного красной краски, что происходит? (краска медленно, неравномерно растворится).
В другую баночку с водой добавить немного синей краски, размешать. Что происходит? (краска растворится равномерно).
Дети смешивают воду из двух баночек. Что происходит? (при соединении синей и красной краски вода в банке стала коричневой).
Вывод: Капля краски, если её не мешать, растворяется в воде медленно, неравномерно, а при размешивании – равномерно.
«Как вытолкнуть воду?».
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.
Материал: Мерная ёмкость с водой, камешки, предмет в ёмкости.
Перед детьми ставится задача: достать предмет из ёмкости, не опуская руки в воду и не используя разные предметы-помощники (например, сачок). Если дети затруднятся с решением, то воспитатель предлагает класть камешки в сосуд до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв.
Вывод: Камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
«Пар — это тоже вода».
Оборудование: Кружка с кипятком, стекло.
Взять кружку с кипятком, чтобы дети видели пар. Поместить над паром стекло, на нём образуются капельки воды.
Вывод: Вода превращается в пар, а пар затем превращается в воду.
«Как из солёной воды добыть питьевую воду».
Налить в таз воды, добавить две столовой ложки соли, перемешать. На дно пустого пластикового стакана положить промытую гальку, и опустить стакан в таз так, чтобы он не всплывал, но его края были выше уровня воды. Сверху натянуть плёнку, завязать её вокруг таза. Продавить плёнку в центре над стаканчиком и положить в углубление ещё один камушек. Поставить таз на солнце. Через несколько часов в стаканчике накопится несолёная чистая вода. Вывод: вода на солнце испаряется, конденсат остаётся на плёнке и стекает в пустой стакан, соль не испаряется и остаётся в тазу.
«Можно ли склеить бумагу водой».
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть — безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
«Способность воды отражать окружающие предметы».
Цель: Показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти своё отражение, вспомнить, где ещё видели своё отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, её можно использовать в качестве зеркала.
«Текучесть воды».
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течёт.
Ход: Взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
«Чем пахнет вода».
Три стакана (сахар, соль, чистая вода). В один из них добавить раствор валерианы. Есть запах. Вода начинает пахнуть теми веществами, которые в неё добавляют.
али и что делали?