Галина Руднева
Конспект занятия «Свойства и молекулы воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия
Цели и задачи:
-Привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование;
-Учить рассуждать, анализировать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
-Познакомить детей с физическими свойствами воды : отсутствие собственной формы, текучесть, лед – вода, пар – тоже вода, Вода может растворять вещества, но не все;
Публикация «Конспект занятия „Свойства и молекулы воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Познакомить детей с химической формулой воды H2O;
-Познакомить детей с составом вещества (молекулы – атомы);
-Дать детям почувствовать радость открытий, развивать любознательность, мышление, познавательный интерес;
- Закрепить умение работать с посудой;
-Прививать бережное отношение к воде.
Ход:
Забегает воспитатель в виде капельки в группу с песенкой: «Ля-ля-ля-ля-ля-ля…»
В. : Здравствуйте, ребята!
Я – капелька Капелла! Маленькая и легкая. Мой дом – облако, высокое, мягкое, недосягаемое. На моем облачке живут подружки – такие же капельки, как и я. Иногда мы собираемся вместе и тогда наше облако превращается в тучу и становится большим и тяжелым. И тогда мои подружки и я тоже становимся тяжелыми, темными большими каплями и больше не можем удерживаться наверху и устремляемся вниз, на землю.
Так я и попала к Вам сюда. Ах, как хорошо у Вас: птицы поют, солнышко светит, цветы растут. Можно, я у Вас немножечко погощу, расскажу Вам что – то интересное и поиграю с Вами?
Дети: Да!
В. : А потом отправлюсь дальше… в моря и реки, ручейки и океаны… и с потоками теплого воздуха обратно на свое облачко.
Хотите, я покажу Вам, как я попала сюда?
Присаживайтесь на свои стульчики поудобнее.
Показ и объяснение опыта как из тучи идет дождь (банка, пена для бритья, синий пищевой краситель).
Детям задаются вопросы:
В. : Кто же я такая?
Дети: капелька Капелла.
В. : Что такое капелька?
Дети: Капелька – это маленькая частичка воды.
В. : Откуда же я появилась?
Дети: из облака.
В. : Из чего же состоят облака?
Дети: из совсем маленьких капелек, кристалликов льда и снега.
В. : А может ли человек прожить без воды?
Дети: не может.
В. : Как Вы считаете, из чего состоит вода?
Дети: Из молекул, молекулы из атомов (1 атом кислорода и 2 атома водорода)
Молодцы! Все вы знаете, думаю, теперь можем отправиться в нашу лабораторию. Готовы? Только, помните, пожалуйста, о правилах:
Четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно, не толкаться, ничего без разрешения не трогать. Договорились?
Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
Воспитатель: Вода – это жидкость. Жидкостью называют вещество, обладающее подвижностью, текучестью. Как доказать, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (нет) У воды есть вкус? (значит вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.
+ растворяет/не растворяет такие вещества как сахар, соль, подсолнечное масло
Выводы детей : Вода одни вещества может растворять, а другие нет.
В. : А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хорошо – плохо». Разобьёмся на две команды. Одна команда отвечает на вопрос: «Вода – это плохо». Почему? Другая команда отвечает на вопрос: «Вода – это хорошо». Почему? И так. Начали: «Вода – это хорошо» Почему?
Дети: Вода нужна для питья, чтобы умываться и вымыть руки. Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.
В. : Первая команда отлично справилась с заданием. Послушаем теперь вторую команду. «Вода –это плохо». Почему?
Дети: Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.
Опыт №2 «Вода имеет твёрдое и парообразное состояние»
В. : Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед - это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.
В. : На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник). Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. (Дети стоят вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)
Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?
Дети: Она кипит, булькает, бурлит.
В. : А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?
Дети: Да, она очень горячая.
В. : Приведите примеры, где вода очень – горячая, а где тёплая.
Дети: В чайнике, когда кипятим чай, когда мама варит суп или компот, в грелке. Тёплой вода может быть летом в речке или лужице, где её нагревает солнце. В кувшин, из которого мы поливаем цветы. В кране, где моем руки, в ванне, где купаемся. В стиральной машине. В батареях.
В. : И так, какое свойство воды мы узнали из этого опыта?
Дети: вода может нагреваться, может быть тёплой и горячей.
В. : Сейчас я выключу чайник. Вода становится спокойной, но ещё остаётся горячей. Ой, ребята, посмотрите, что это поднимается над чайником? Правильно, это пар. Только не пойму, откуда он взялся? Я в чайник наливала только воду. А вы знаете? (Высказывания детей).
В. : Вы правы, если сильно нагреть воду, то она превращается в пар. Сейчас это мы проверим. Я осторожно подержу зеркало над паром (показываю детям).Что вы видите на зеркале? Оно запотело, появились капельки. (Воспитатель предлагает детям потрогать их пальчиком и убедиться, что это вода). Значит, мы можем сделать вывод: «Пар – это тоже вода, очень сильно нагретая».
Обговаривается с детьми как ведут себя молекулы воды : в холоде сжимаются и замедляются, в кипятке расширяются и убыстряются.
Игра: Молекулы. (Дети встают согласно формуле Н2О, т. е. 1 девочка и 2 мальчика или 1 мальчик и 2 девочки. Холод и Жара.
Последняя станция и последний опыт : «Радужная вода»
1. В первый стаканчик насыпать сахар не нужно, во второй следует бросить половину чайной ложки сахара, в третий – полную ложку сахара, в четвертый – полторы.
2. Теперь в каждый стаканчик нужно добавить воды, размешать сахар.
3. Для первого берется красный цвет и размешивается, для второго – зеленый, в третий добавить черный цвет, а в четвертый – желтый.
4. Затем надо взять шприц и набрать воду из первого стаканчика с красной водой без сахара. Вылить содержимое шприца в пустой приготовленный бокал.
5. Далее набирается с помощью шприца зеленая вода из второго стаканчика, в которой растворено половина чайной ложки сахара, шприц нужно опустить на дно бокала с красной набранной водой и медленно выпустить воду с зеленой краской.
6. Теперь такую же процедуру следует провести с третьим стаканчиком, где вода черного цвета с содержанием сахара в количестве одной ложки. Выпустить ее нужно из шприца по аналогии с предыдущим действием.
7. И остался четвертый стаканчик. Все то же самое – набирается из него вода при помощи шприца, выпускается на дно бокала.
В конце опыта можно заметить, как в бокале получилась «радужная вода», все цветные слои воды не смешались, а расположились один за другим, имея четкие границы. Чем больше добавлено сахара, тем больше плотность воды, этим и объясняется отсутствие смешения. Чем больше использовать цветов, тем опыт окажется красочнее и нагляднее.
Заключение: обобщение полученных знаний, вспоминание свойств воды по вопросам.
Капелька благодарит ребят и прощается с ними.