Татьяна Марычева
Сущность понятия «самостоятельность» в психолого-педагогической литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Самостоятельность детская в последнее время чаще становится объектом повышенного внимания преподавателей, педагогов. Это связанно не только с реализацией личностно - ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. В рамках данного подхода считается, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду могут научиться определять самостоятельно поле и задачи своей деятельности. В психологии советского периода трактовалась самостоятельность как генерализованное свойство личности. Проблема воспитания самостоятельности находилась в центре внимания советской науки на протяжении 20 века. Позже самостоятельность исследуют в различных аспектах, как одну из характеристик свойства личности : воли, мышления и др. Анализ показал по вопросу самостоятельности, что понятие " самостоятельность"употребляется для описания разных сторон человека и его деятельности. Ученые рассматривают различные виды самостоятельности, чаще всего для их выделения три показателя:
1. проявление исследуемого качества в каком либо виде деятельности;
2. степень сформированности ;
3. характер деятельности с точки зрения количества участников.
В научных публикациях указывается важное значение самостоятельности как становление и определение индивидуальной личности, развитие творческих способностей и оригинальности характера. Источник развития самостоятельности - это позиция человека и овладении социальным опытом, который соответствует внутренним условиям. Педагогической наукой отмечается, что воспитание самостоятельности имеет свою специфику на разных возрастных этапах, без создания определенных условий самостоятельность не формируется, это может привести к задержке или отклонению в развитии личности.