Анна Ильина
Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы
Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)
Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Публикация «Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью» размещена в разделах
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности [6].
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха, с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.
При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О. М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т. п [10].
Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов [20].
По нашему мнению моделирование тесно связано с изобразительной деятельностью дошкольников и помогает им ознакомиться и овладеть разными его видами.
Рассмотрим виды изобразительной деятельности и возможности их развития средствами моделирования.
В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. И именно каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и является источником формирования наглядного моделирования.
Анализ характерных для дошкольников видов деятельности, таких как рисование, конструирование, лепка, аппликация и д. р., позволил целому ряду ученых прийти к выводу, что той формой опосредствования, которой владеют дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является именно наглядное моделирование (Л. А. Венгер, Т. В. Лаврентьева, В. В. Холлмовская, Л. Е. Журова" О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, кв. Тарасова и др.). Все перечисленные выше виды изобразительной деятельности объединяет общая особенность - их моделирующий характер.
По мнению многих исследователей, детское рисование - это процесс моделирования, т. к., налицо сходство между рисунком ребенка и схематическими изображениями, которые используются в деятельности взрослых.
Создаваемые детьми работы в процесс е конструирования из различных материалов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций.
Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним [13].
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения с различными материалами и моделями. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности нуждается в материальных опорах, и модель - одна из таких опор.
Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам А. В. Запорожца, первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления.
Знание способов наглядного моделирования и умение их использовать в процессе решения познавательных задач создает ситуацию успеха, что стимулирует ребенка к поиску наиболее эффективных преобразовательных действий, способствует сохранению познавательного интереса и желания добиться результата. Таким образом, наглядное моделирование является одним из ведущих средств развития ребенка [6].
Список используемой литературы
6. Жигалик, М. А. Формирование у детей способов наглядного моделирования [Текст]. – Великий Новгород, 2008.
10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
11. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст]. – М., Мозаика- Синтез, 2005. – 120 с.
13. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]. -М., «Просвещение», 1977 г.
20. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении [Текст]. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1988.