МААМ-картинки

Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью

Анна Ильина
Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью
▼ Скачать + Заказать документы

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т. д.)

Метод моделирования, разработанный Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Публикация «Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью» размещена в разделах

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок - кашкой для куклы, а он сам - папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности [6].

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха, с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга - с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.

Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков. Пример такой модели - календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка, схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Например, педагог предлагает сделать костюмы для кукол и в процессе работы формирует у детей представление о мерке, о моделировании одежды.

При анализе содержания литературного произведения целесообразно обратиться к предложенной О. М. Дьяченко методике обучения детей моделированию сказки. Содержание сказки делят на логически завершенные части, к каждой из которых на полоске бумаги дети схематично рисуют картинку (пиктограмма). В результате получается апперцептивная схема - полное представление о содержании произведения. Опираясь на нее, дошкольники успешнее пересказывают сказку или рассказ, показывают ее на фланелеграфе и т. п [10].

Необходимо учитывать, что использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов [20].

По нашему мнению моделирование тесно связано с изобразительной деятельностью дошкольников и помогает им ознакомиться и овладеть разными его видами.

Рассмотрим виды изобразительной деятельности и возможности их развития средствами моделирования.

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. И именно каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире и является источником формирования наглядного моделирования.

Анализ характерных для дошкольников видов деятельности, таких как рисование, конструирование, лепка, аппликация и д. р., позволил целому ряду ученых прийти к выводу, что той формой опосредствования, которой владеют дошкольники и которая может рассматриваться в качестве основы общих умственных способностей, является именно наглядное моделирование (Л. А. Венгер, Т. В. Лаврентьева, В. В. Холлмовская, Л. Е. Журова" О. М. Дьяченко, Р. И. Говорова, кв. Тарасова и др.). Все перечисленные выше виды изобразительной деятельности объединяет общая особенность - их моделирующий характер.

По мнению многих исследователей, детское рисование - это процесс моделирования, т. к., налицо сходство между рисунком ребенка и схематическими изображениями, которые используются в деятельности взрослых.

Создаваемые детьми работы в процесс е конструирования из различных материалов представляют собой объемные модели предметов и ситуаций.

Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним [13].

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения с различными материалами и моделями. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности нуждается в материальных опорах, и модель - одна из таких опор.

Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам А. В. Запорожца, первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления.

Знание способов наглядного моделирования и умение их использовать в процессе решения познавательных задач создает ситуацию успеха, что стимулирует ребенка к поиску наиболее эффективных преобразовательных действий, способствует сохранению познавательного интереса и желания добиться результата. Таким образом, наглядное моделирование является одним из ведущих средств развития ребенка [6].

Список используемой литературы

6. Жигалик, М. А. Формирование у детей способов наглядного моделирования [Текст]. – Великий Новгород, 2008.

10. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика [Текст]. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.

11. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество : Методическое пособие для воспитателей и педагогов [Текст]. – М., Мозаика- Синтез, 2005. – 120 с.

13. Косминская, В. Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]. -М., «Просвещение», 1977 г.

20. Салмина, Н. Г. Знак и символ в обучении [Текст]. – М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1988.

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

Использование метода наглядного моделирования на этапах «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда «Использование метода наглядного моделирования на этапах: «Слог», «Слово», «Предложение», «Речь» в работе учителя-логопеда ДОУ с детьми.

Иcпользование в работе с одаренными детьми метода моделирования. По мнению учёных, около 5% детей, независимо от национальности, возраста, финансовой обеспеченности семьи, рождаются одарёнными. Одарённый.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Применение метода обследования в продуктивной изобразительной деятельности детей в ДОУ Продуктивная деятельность- это деятельность ребенка организуемая с целью получения продукта (аппликации, постройки, рисунка). Рассмотрим.

Опыт работы «Использование метода моделирования в развитии связной речи детей старшей группы дошкольного возраста» Цель работы: определить влияние использования метода моделирования в развитии умений структурирования связных высказываний дошкольниками.

Открытое занятие «Составление описательного рассказа по игрушке с использованием метода наглядного моделирования» «Составление описательно рассказа по игрушке «зайчик» с использованием метода наглядного моделирования» (младший возраст). Программное содержание:.

Проект «Развитие речи детей дошкольного возраста на основе метода наглядного моделирования» • Проект: долгосрочный • Участники проекта: дети, воспитатели, родители воспитанников. Актуальность темы Связная речь занимает важное место.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

Занятия изобразительной деятельностью у воспитанников с ДЦПЗанятия изобразительной деятельностью у воспитанников с ДЦП Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью
Опубликовано: 13 февраля 2017 в 15:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность метода моделирования и его связь с изобразительной деятельностью» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ильина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД