Светлана Мухамадрахимова
Занятия изобразительной деятельностью у воспитанников с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. У ребенка заболевание проявляется не только в двигательном нарушении, но и в выраженных различной степени, нарушениях психики, речи, зрения, слуха. В моей группе к пяти годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не могут поворачивать и разглядывать окружающее, не умеют держать игрушки. Кисти рук сжаты в кулачки, большой палец плотно прижат к ладони, и его участие в захвате игрушки невозможно.
Публикация «Занятия изобразительной деятельностью у воспитанников с ДЦП» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Темочки
Особенностью, характеризующей ДЦП, является нарушение моторики рук. При определенном воздействии, эти нарушения могут поддаваться коррекции, поэтому в своей работе я широко использую занятия по изобразительной деятельности как средство развития мелкой моторики рук у воспитанников с детским церебральным параличом.
В процессе освоения изобразительной деятельности, у ребенка развиваются - речь, память, формируются личностные качества - усидчивость, аккуратность, трудолюбие; расширяются представления об окружающем мире. Изобразительная деятельность, способствует не только эстетическому воспитанию, но и имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. В процессе рисования, лепки, аппликации активизируется сенсорное развитие ребенка.
Начиная рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать, опираюсь на сохраненные функции рук ребенка. В одних случаях, создавая изображение, ребенок воздействует руками на материал (рисование пальчиками, ладошками, обрывание бумаги, в других – с помощью предметов (карандаша, кисточки, ножниц). В процессе занятий у ребенка формируется захват:
ладонный захват (ладонно-пальцевый); ребенок берет предмет, подгребая его пальцами к ладони, фломастер или толстый карандаш ребенок держит в кулачке, наискосок ладони. Такой способ захвата подходит для рисования на горизонтальной поверхности и удобен при обучении рисованию. (Например, Майя, 5 лет, тяжелая форма ДЦП., ребенок лежит на горизонтальной поверхности, подмышками расположены валики, перед ней лежит планшет с листочком. У ребенка сформирован ладонный захват, рисуем вместе - рука в руку);
щепоть; способность брать и удерживать предмет большим, средним и указательным пальцами, для формирования этого захвата, использую короткие мелки, которые нельзя захватить ладонью, рисуем с детьми кисточкой способом примакивания и касания.
пинцетный захват; способность брать и удерживать предмет, зажимая его большим и указательным пальцами, формируется при работе с пластилином, при создании аппликации из бумаги, мелких бытовых предметов и природного материала.
Для формирования правильных изобразительных движений в процессе рисования, начинаю обучение с закрашивания шаблонов, так дети легче учатся правильно держать кисточку, карандаш и правильно пользоваться ими. Одновременно происходит и зрительное восприятие, ребенок видит границы рисунка. Несмотря на тяжелые двигательные расстройства и нарушения пространственного восприятия, дети с ДЦП охотно раскрашивают, рисуют.
Получив навык пользоваться карандашами, кисточкой, ребенок получает возможность выразить в рисунке, поделке, аппликации свои замыслы, настроение. В процессе занятий формируются личностные качества ребенка - желание как можно лучше исполнить свою работу, а так же совершенствуются движения кисти и пальцев. Специальной программы по занятиям изобразительной деятельностью с детьми, страдающих ДЦП, не существует, поэтому в работе приходиться опираться в основном на программы Т. С. Комаровой и Г. С. Швайко и методические разработки Д. Н. Колдиной, адаптируя их согласно возможностям детей.
В работе с детьми с ограниченными возможностями, следую основным направлениям:
- обязательно положительное эмоциональное отношение ребенка к изобразительной деятельности и ее результатам;
- ребенок должен (понимать) указывать на называемый воспитателем признак, называть предметы и их изображения;
- формирование правильного восприятия формы, величины, цвета;
- развитие моторики рук и зрительно-двигательной координации.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
в результате изобразительной деятельности происходит постепенное совершенствование тонкой моторики рук;
чем раньше начинать освоение изобразительной деятельности, тем успешнее и благоприятнее условия для всестороннего развития личности ребенка.