Алла Моисеева
Су-джок терапия в работе с воспитанниками с РАС
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Су-джок терапия в работе с воспитанниками с РАС».
Актуализация
Многие научные исследования говорят о том, что фундамент физического и психического здоровья закладывается еще в раннем возрасте. Точнее – в первые 7 лет жизни человека. В это время происходит становление внутренних органов, укрепляется иммунная система, формируются и развиваются такие процессы, как внимание, память, воображение и т. д. ФГОС уделяет повышенное внимание гармоничному развитию личности, а также использованию специальных технологий и методик, одной из которых является су-джок-терапия. Су-джок терапия пришла к нам из восточной медицины. В переводе с корейского языка «Су» означает кисть, «Джок» - стопа. Данная терапия основывается на том, что на стопах и кистях есть специальные точки, воздействие на которые положительно влияет на организм. Во время таких занятий происходит стимуляция областей мозга, которые отвечают за речь, память, концентрацию внимания. В комплексе терапия способствует постепенной коррекции логопедических нарушений. Массажный мяч су-джок – это особой конструкции шарик с шипами и специальные металлические кольца, которые при воздействии на конечности тела дают терапевтический эффект. Они прорабатывают рефлекторные точки кистей и стоп, благодаря чему можно восстановить определенные функции организма, предупредить развитие некоторых заболеваний.
Публикация «Су-джок терапия в работе с воспитанниками с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Массажные мячики и шарики Су-Джок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Темочки
Что из себя представляет су-джок терапия?
Осуществляется терапия путем воздействия на активную точку, отвечающую за определенный орган. Стимуляция шариком активирует самостоятельные восстановительные процессы организма, благодаря которым происходит нормализация деятельности вплоть до клеточного уровня. Шарики используются для стимуляции зон на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальцы и катаются вверх-вниз. Еще одно преимущество шарика в том, что помимо оказываемого давления, которое можно получить при ручном массаже, он добавляет точечную стимуляцию благодаря шипам.
Принципы су-джок
Существует достаточно много вариантов упражнений с тренажерами су-джок. Человек, который делает массаж (педагог или родитель, в процессе может их дополнять и придумывать свои. Главное, чтобы были соблюдены основные принципы использования су-джок :
• Проводите занятия, только когда человек здоров.
• Манипуляции с шариками необходимо проводить до того, как на коже появится розовый цвет, а по телу пойдет тепло.
• Избегайте нахождения массажного кольца или шарика в одном положении.
С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
Цель: повышение эффективности педагогической деятельности по развитию детей с РАС дошкольного возраста путем использования Су-Джок терапии.
Воздействуя на биологически активные точки по системе Су-джок преследуются следующие задачи:
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье;
• стимулировать развитие речи;
• развивать, память, внимание;
• нормализовать мышечный тонус, развивать координацию движений и мелкой моторики;
• познакомить детей с массажными шариками Су-джок;
• сформировать умение выполнять инструкции и ориентироваться;
• автоматизация звуков;
• развитие грамматического строя речи;
• активизация и обогащение словарного запаса.
Методы су–джок терапии :
Массаж – основной метод Су–Джок терапии. Используется массажный шарик, игольчатая структура которого положительно воздействует на кровообращение в тканях, повышает эластичность мышечных волокон и т. д. Проводится массаж не только пальчиков и ладоней, то и стоп. Занятие лучше проводить в игровой форме, сопровождая его каким-нибудь веселым четверостишьем.
Игры и упражнения с тренажерами су-джок.
В течении учебного года в группе проводилась Су-джок терапия в работе с воспитанниками с РАС». Для развития речевых навыков, памяти, внимания у детей с РАС, актуальны упражнения в игровой форме:
1. Массаж Су – джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
2. Пальчиковая игра «Мячик - ёжик».
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет –
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем,
Покатаем и потрем.
Вверх подбросим и поймаем,
И иголки посчитаем.
Пустим ежика на стол,
Ручкой ежика прижмем
И немножко покатаем…
Потом ручку поменяем.
3. Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики).
Раз – два – три – четыре – пять,
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
4. Использование Су – джок шаров для развития памяти и внимания.
Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т. д. ; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.
5. Использование шариков при выполнении гимнастики.
И. п. : ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
Руки развести в стороны;
Руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
Руки развести в стороны;
Опустить руки.
Терапия Су-Джок является одним из эффективных методов, обеспечивающих развитие когнитивной, эмоциональной и волевой сферы ребенка и оказывающих плодотворное влияние на весь организм. Согласно опросу, родители положительно относятся к использованию метода терапии Су-Джок в работе с детьми. Главными достоинствами су-джок-терапии является ее эффективность и абсолютная безопасность для ребенка. Терапия Су-Джок - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самовосстановления путем воздействия на активные точки, который помогает повысить физическую и умственную работоспособность детей, создает функциональную основу для относительно быстрого перехода к более высокой мышечной моторике и возможности оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, что оказывает стимулирующее влияние на развитие речи. Сочетание таких упражнений, как гимнастика пальцев, самомассаж, с упражнениями для коррекции вслух произношения и формирования лексических и грамматических категорий, может значительно повысить эффективность занятий в детском саду и оптимизировать выполнение речевых упражнений. Поэтому использование элементов Су-Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений, повышению физического и умственного развития у воспитанников с РАС, а также улучшению состояния всего организма ребенка.
Список использованной литературы :
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. - СПб. : Дельта, 2001.
2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
3. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
4. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
5. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
6. Аммосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе: Логопед, № 6, 2004. – С. 78-82.
7. Крупенчук О. И. Уроки логопеда: Пальчиковые игры / Крупенчук О. И. - Литера, 2008 – С. 32.
8. Пак Чжэ Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии / Чжэ Ву Пак - Су Джок Академия, 2009 - С. 208
9. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М. : Аквариум, 1995.
10. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/ Д: Феникс, 2009.
11. Горбунова И. В., Иваненко И. В. Су-Джок массажёры в логопедической работе.
12. Коган В. Е. Аутята. Родителям об аутизме, С-Пб. ; Питер, 2015, 180с.
13. Пак Чже Ву Вопросы теории и практики Су Джок терапии : Серия книг по Су Джок терапии/ Чже Ву Пак – Су Джок Академия, 2009.
14. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребёнком. М. :Теревинф, 2004. 136с.