Ольга Федорян
Структура профессионального стандарта педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) имеет следующую структуру :
Раздел I. Общие сведения: наименование вида профессиональной деятельности, основная цель вида профессиональной деятельности, группа занятий, отнесение к видам экономической деятельности.
Публикация «Структура профессионального стандарта педагога» размещена в разделах
Раздел II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) : обобщенные трудовые и трудовые функции в которых отражено наименование, код и уровень квалификации.
Раздел III. Характеристика обобщенных трудовых (трудовых) функций: педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (обучение, воспитательная и развивающая деятельность) педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ (педагогическая деятельность по реализации программ
дошкольного, начального общего и основного и среднего общего образования).
В данном разделе отражены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, а также особые условия допуска к работе по должности учитель, воспитатель.
В профессиональных стандартах содержатся ссылки на различные справочники, включая ЕКС, ОКС, ОКСО.
Трудовые функции в третьем разделе стандарта раскрываются через требования к трудовым действиям, умениям и знаниям педагога.
Раздел IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Основная цель вида профессиональной деятельности :оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими образовательную деятельность).
Обобщенные трудовые и трудовые функции педагога можно представить в виде следующей модели (см. рис. 1).
/01.6
Общепедаго-гическая функция.
Обучение
А/02.6
Воспитатель-
ная
деятельность
А/03.6
Развивающая
деятельность
В/01.5
Педагогичес-кая
деятельность по
реализации
программ
дошкольного
образования
В/02.6
Педагогичес-кая
деятельность по
реализации
программ
начального
общего
образования
В/03.6
Педагогичес-кая
деятельность по
реализации
программ основного
и среднего общего
образования
В/04.6 Модуль «Предметное обучение. Математика»
В/05.6 Модуль «Предметное обучение. Русский язык»
Рис. 1. Модель обобщенных трудовых и трудовых функций педагога в условиях нового профессионального стандарта
Обобщенная трудовая педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (А) включает в себя трудовую общепедагогическую функцию (обучение, воспитательную и развивающую деятельность.
Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ (В) раскрывается в следующих трудовых функциях: педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного, начального общего и основного и среднего общего образования и двумя модулями предметного обучения (математика и русский язык).
В целом, профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности : обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими и ИКТ-компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.