елена Таракина
Методическая шпаргалка педагога «Структура занятия по ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовка воспитателя к занятию :
• Подготовка воспитателя к занятиям состоит из трё х этапов:
• Планирование занятий;
• Подготовка оборудования;
• Подготовка детей к занятию.
• Планирование занятий :
• Отобрать программное содержание, наметить методы и приёмы, детально продумать ход занятия.
• Составить план – конспект, который включает в себя:
• -программное содержание (образовательные задачи);
• -оборудование;
• -предварительную работу с детьми (если необходимо);
Публикация «Методическая шпаргалка педагога „Структура занятия по ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
• -ход занятия и методические приёмы.
• Подготовка оборудования:
• Накануне занятия отобрать оборудование, проверить, исправно ли оно, хватает ли дидактического материала и т. д.
• Некоторые занятия требуют более длительной предварительной подготовки (например, если необходимо показать проросший лук, его нужно прорастить заранее).
• При планировании экскурсии педагог должен заблаговременно сходить на место, определить объекты для наблюдения, продумать самый короткий и безопасный маршрут.
• Подготовка детей к занятиям
• Создание интереса к предстоящей работе
• Предупреждение детей о начале занятия заранее (минут за 10, чтобы дети успели закончить свои игры и настроиться на занятие
• Организация работы дежурных по подготовке к занятию
Структура занятия :
• Занятие включает в себя три этапа:
• 1. Организация детей;
• 2. Основная часть занятия;
• 3. Окончание занятия.
• Организация детей:
– Проверка готовности детей к занятию (внешний вид, собранность внимания);
– Создание мотивации, интереса к занятию (приёмы, содержащие занимательность, сюрпризность, загадочность).
•
• Основная часть занятия :
• Организация детского внимания;
• Объяснение материала и показ способа действия или постановка учебной задачи и совместное решение (3-5 мин);
• Закрепление знаний и навыков (повторение и совместные упражнения, самостоятельная работа с дидактическим материалом.
•
• Окончание занятия :
• Подведение итога (анализ вместе с детьми выполненных работ, сравнение работы с дидактическими задачами, оценивание участия детей в занятии, сообщение о том, чем будут заниматься в следующий раз);
• Переключение детей на другой вид деятельности.
•
Триединая задача занятия :
• Образовательная: повышать уровень развития ребенка
• Воспитательная: формировать нравственные качества личности, взгляды и убеждения.
• Развивающая: при обучении развивать у воспитанников познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности – речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Нетрадиционные занятия :
Нетрадиционная форма Содержание
Занятие – творчество Словесное творчество детей по технологии ТРИЗ «Сочиняем сказки «наизнанку», «Придумаем несуществующее животное. Растение».
Занятие – посиделки Приобщение дошкольников к детскому фольклору на традиционных народных посиделках, предполагающих интеграцию различных видов деятельности.
Занятие – сказка Речевое развитие детей в рамках различных видах деятельности, объединенных сюжетом хорошо знакомой им сказкой.
Занятие – пресс-конференция журналистов Дети задают вопросы «космонавту», героям сказок и другим, реализовывать можно через проектную деятельность «Юные журналисты».
Занятие – путешествие Организованное путешествие по родному городу, картинной галерее. Экскурсоводами могут быть сами дети.
Занятие – эксперимент Дети экспериментируют с бумагой, тканью, песком, снегом.
Занятие – конкурс Дошкольники участвуют в конкурсах, проводимых по аналогии с популярными телевизионными конкурсами КВН, «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы» и другими.
Занятие – рисунки-сочинения
Сочинение детьми сказок и рассказов по своим собственным рисункам.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ :
• 1. Мотивация.
Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)
«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.
Особенности работы по созданию игровой мотивации на
разных возрастных этапах:
Младший возраст – мотивация в самом материале, поэтому нет смысла приглашать Незнайку! Мотивации и так достаточно! У каждого ребёнка свой материал – это важно! Материал сам ставит задачу! Проблема в том, чтобы успеть замотивировать, пока они сами не начали с ним действовать.
Средняя группа – можно привести персонаж т. к. в этом возрасте детьми уже освоены роли.
Старшая группа – (сюжеты, сюжетосложения) – главное не персонажи, а сюжеты (передал письмо, самого персонажа нет, а есть письмо). Сюжеты могут быть продолжительными (путешествие на машине времени). В ходе непосредственно образовательной деятельности может использоваться небольшая атрибутика, установленные роли, меняющиеся роли.
Подготовительная группа – игры с правилами, дети следят за выполнением правил. Используется игра-соревнование с установкой на выигрыш (используются фишки). Дать возможность каждому ребёнку побывать в ситуации выигрыша и проигрыша.
При отсутствии мотивации, нет развития логики.
• 2. Опора на знания детей
Детям предлагается игра, предметная деятельность с диалогом, в ходе которой они вспоминают, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений).
• 3. Проблема в игровой ситуации
В конце игры должно возникнуть затруднение, которое дети фиксируют в речи. (Почему не смогли? Мы этого еще не знаем, не умеем.). Воспитатель побуждает задавать вопросы и вместе с детьми определяет тему предстоящей деятельности. В результате детьми делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации (совместная постановка цели и планирование). Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить : «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т. д.
• 4. Решение проблемы. Открытие нового знания или умения
Педагог с помощью подводящего диалога на основе игровой деятельности приводит детей к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое знание или умение, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение и проходят ее, используя новый способ действия.
• 5. Закрепление нового в типовой ситуации
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение (создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала).
• 6. Итог НОД
Дети фиксируют в речи, что нового узнали, где новые знания, умения пригодятся. В конце НОД воспитатель подводит совместно с детьми итог, привлекая детей к самооценке (взаимооценке) результатов деятельности.
Возрастные этапы проверки:
• Младший возраст – указывая ребёнку на тот или иной недостаток в его деятельности, важно подчеркнуть, какие неудобства или трудности это создаёт для игрового персонажа. (Ребёнок нарисовал домик без окон, воспитатель от имени зайки может сказать, что ему страшно сидеть в темноте.) В этом возрасте оценка идёт по ходу непосредственно образовательной деятельности, а не в конце. При этом и замечания, и подсказки (как исправить) должны исходить не от педагога, а от игрового персонажа (зайчонок, а не воспитатель просит малыша нарисовать окна в домике). С детьми, которые выполнили задание раньше других, педагог проводит индивидуальные беседы (по учебному и игровому содержанию непосредственно образовательной деятельности, беседу желательно строить как разговор двух игровых персонажей, зайчонок и зайчиха).
Средний возраст – ребёнок учится соотносить полученный результат с поставленной им целью и оценивать выполненную работу с точки зрения значимых для него самого качеств.
Принимая определённую роль и действуя в ней (в роли зайчика ребёнок строит себе дом, ребёнок спокойно воспринимает критические замечания педагога, не реагирует отрицательно на свой неуспех. Он относится к критике как к напоминанию выполнять определённые правила игры, в которую вместе с ним играет взрослый. Благодаря этому у детей появляется желание довести начатое дело до конца и добиться результата.
Старший возраст – особое внимание следует уделять формированию самооценки и самоконтроля. Очень важно так организовать процесс обучения, чтобы каждый ребёнок в любом виде деятельности добивался нужного результата. Также как и в младшем возрасте, ребёнок радуется удачам, а неудача приводит к растерянности и отказу от работы. Задача взрослого – научить детей не драматизировать неудачи, а относиться к ним как к естественному процессу. «Не ошибается тот, кто ничего не делает».
Методы и приёмы обучения :
• 2 младшая группа
• Занятие начинают с элементов игры, сюрпризных моментов – неожиданное появление игрушек, приход «гостей» и пр. Во время занятия используются игровые приёмы и дидактические игры.
• Демонстрационный и раздаточный материал должен быть крупным. Длительность занятия 10 минут. Занятие проводится по подгруппам.
• Средняя группа
• Используются наглядно-действенные приё мы обучения: показ педагогом образцов и способов действий, выполнение детьми практических заданий, включающих элементарную математическую деятельность (установление соответствия между численностями множеств, счёт и др.) Исследовательские действия, например, осязательно-двигательные обследования.
• Длительность занятия 20 минут. Занятие проводится по подгруппам.
• Старшая группа
• Наглядные, словесные и практические методы используются в комплексе. Пятилетние дети способны понимать познавательную задачу, поставленную педагогом, и действовать в соответствии с его указанием. Постановка задачи пробуждает в детях познавательную активность. (Например, «Как узнать, на сколько длина стола больше его ширины?»)
• Расширяют виды наглядных пособий, и несколько изменяется их характер.
• В качестве иллюстративного материала продолжают использовать игрушки, вещи. Большое место занимает работа с картинками, с цветными и силуэтными изображениями предметов, причём рисунки предметов могут быть схематичными.
• Наглядной опорой служат «Заместители» реальных предметов. Повышается роль словесных приё мов обучения: «Как можно ещё сделать? Проверить? Сказать?» Широко используют словесные игры и упражнения: «Скажи наоборот!» «Кто быстрее назовёт?».
• Длительность занятия 25 минут. Занятие проводится всей группой.
• Подготовительная группа
• Как в старшей группе. Длительность занятия 30 минут. Проводится 2 раза в неделю всей группой.