Наталья Гуцалова
Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ.
Содержание
I. Актуальность …. …. 3
II. Цели и задачи…. 4
III. Этапы…. 5
IV. Формы методической работы…. 10
V. Модернизация структуры управления ДОУ…. 13
VI. Заключение …. 16
VII. Литература …. 17
VIII. Приложение …18
I. Актуальность
Публикация «Структура и формы организации методической работы в условиях модернизации образовательного процесса в ДОУ (опыт работы)» размещена в разделах
Модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием. В основные направления инновационной деятельности входит: модернизация структуры управления ДОУ, интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы, работа ДОУ в экспериментальном режиме, профессионально-личностное развитие педагогов, развитие форм социального партнерства.
Работа нашего муниципального дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации образования и работы в инновационном режиме потребовала новых подходов к организации методической работы для создания такой образовательной среды, в которой полностью реализуется творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива. Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации.
Современное дошкольное образование характеризуется интенсивным развитием инновационных процессов. В условиях модернизации системы Российского образования ориентирами становятся доступность, качество, эффективность, и вместе с этим происходит смена требований к ДОУ:
- удовлетворение потребностей родителей в новых формах обслуживания детей дошкольного возраста;
- предоставление широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
- организация своевременной коррекционной помощи детям-дошкольникам;
- обеспечение равных стартовых возможностей детям предшкольного возраста…
II. Цели и задачи
Цели и задачи методической работы в нашем ДОУ это :
1. Реализация государственной образовательной политики в рамках образовательного процесса.
2. Создание совокупности условий для эффективного развития ДОУ.
3. Совершенствование качественного воспитательно-образовательного процесса, его постоянное саморазвитие на основе организации и координации методического обеспечения в целом и повышение педагогического мастерства каждого педагога.
4. Развитие творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному самосовершенствованию.
5. Обеспечение качества образовательных услуг в детском саду.
6. Обеспечение информационного сопровождения образовательного процесса в ДОУ.
III. Этапы
Как и любое образовательное учреждение, мы прошли следующие этапы: становление, функционирование и развитие.
На первом этапе работа методической службы была направлена на создание целостного педагогического коллектива, выбор оптимальных технологий для организации педагогического процесса.
На втором этапе коррекцию педагогического процесса в процессе реали-зации общеобразовательной программы ДОУ. Если же коллектив ДОУ переходит на работу в инновационном режиме, то это предполагает создание новой модели методической работы, обеспечивающей переход ДОУ из режима функционирования в режим развития.
Методическая работа направлена на :
• организацию образовательного процесса на основе современных научных подходов с использованием новым методов, способов, технологий;
• повышение профессиональной компетенции сотрудников ДОУ;
• обеспечение педагогам необходимой информации об основных направлениях развития образования;
• научно — методическое обеспечение содержания образования;
• объединение усилий педагогов и родителей по развитию личности ре-бенка;
• мониторинг результатов педагогического процесса.
Такая оптимальная организация педагогического процесса гарантирует компетентность педагогов, комфортность и эмоциональность пребывания ребенку в ДОУ и методическую помощь родителям в семейном воспитании при условии компетентного управления и действенности работы с педагогическим коллективом.
Методическая работа в ДОУ строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов. Ежегодно в конце учебного года проводится анализ профессиональной деятельности, который основывается на самооценке, самоанализе педагогов и анализе педагогической деятельности родителями и администрацией. При этом выявляются реальные затруднения, нерешенные проблемы, намечаются перспективы. Такой подход к работе позволяет легче проводить анализ выполнения годовых задач, планировать работу ДОУ на следующий учебный год, находить новые эффективные формы работы с детьми, объективно отследить возможные расхождения, изменения, провести анализ и определить дальнейшие тенденции, осуществить необходимую коррекцию.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, принятом 14 ноября 2013 года, одной из ведущих целей является обеспечение государством равных возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Понимая важность обозначенной проблемы и определяя цель дальнейшего развития детского сада – модернизация воспитательно-образовательного процесса через создание модели инновационной деятельности – основным приоритетом является воспитательный аспект. И поэтому из решающих условий модернизации образования, повышения его качества является обеспечение образовательного процесса педагогическими кадрами.
Современному дошкольному образовательному учреждению нужен образованный специалист :
• обладающий высоким творческим потенциалом,
• владеющий гибкостью педагогического мышления;
• постоянно развивающаяся конкурентоспособная личность, стабильно добивающаяся высоких результатов в своей профессиональной деятельности - это те качества, которые характеризуют педагогическую компетентность.
Основу развития профессионального взаимодействия составляет гуманно-личностный подход, который способствует развитию сотрудничества и равноправия во взаимоотношениях. Выбор такого подхода при организации воспитательно-образовательного процесса означает :
• создание в образовательном сообществе гуманистических взаимоотношений;
• признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога;
• отказ от ранжирования детей на «сильных» и «слабых», понимание того, что все дети разные, каждый умеет и знает что-то лучше других;
• переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся».
Так, целенаправленная работа способствует профессиональному развитию и саморазвитию педагогов, что влияет на качество воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Наш коллектив имеет хороший педагогический потенциал. В минувшем году на аттестацию на высшую квалификационную категорию было подано 3 заявление. Педагоги прошил аттестацию успешно. На сегодняшний день в детском саду имеют первую и высшую квалификационную категорию 70% педагогов. В целом это хороший показатель профессионального уровня педагогического коллектива детского сада и хороший показатель профессионального роста педагогов.
Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет.
Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.
В методическом кабинете нашего учреждения постоянно действуют выставки:
• методической литературы по образовательным областям;
• методическая панорама «Адаптация детей к ДОУ»
• «Шпаргалки для воспитателя»
• «Из опыта работы»
• методическая панорама «Введение в школьную жизнь»
• «Уголок аттестации»
• «Наш достижения»
В методическом кабинете также представлены материалы, отражающие мастерство педагогов:
• материалы семинаров-практикумов, педсоветов, консультаций;
• план – график повышения квалификации педагогов;
• план аттестации педагогических кадров;
• материалы авторских разработок и конкурсных работ;
• передовой педагогический опыт.
• план проведения Недели педагогического мастерства
С целью объективности оценки деятельности, степени компетентности воспитателей и специалистов разработаны экспертные листы, которые заполняются в течение года и вкладываются в индивидуальные электронные «Портфолио - педагога».
В методическом кабинете сформирован «Банк инновационных идей», который содержит обобщенный опыт работы педагогов нашего ДОУ, дошкольных образовательных учреждений города. Интересные находки коллег применяем в своей практике.
Одно из главных направлений методической работы - обеспечение ин-формационного сопровождения образовательного процесса - строится на основе результатов мониторинга профессиональных потребностей педагогов ДОУ.
Любая работа методического кабинета тесно связана с работой Совета педагогов. Именно на заседаниях педагогических советов рассматривались теоретические аспекты работы образовательной организации; обсуждались практические действия в отношении всех участников в образовательного процесса (работа с педагогами, с родителями, с детьми, с обслуживающим персоналом, со школой, с социумом). И как результат работы качество образовательных услуг.
IV. Формы методической работы.
Традиционные:
• тематические педсоветы;
• проблемные семинары;
• семинары-практикумы;
• дни открытых дверей;
• повышение квалификации;
• работа педагогов над темами самообразования;
• открытые мероприятия и их анализ;
• участие в профессиональных и творческих конкурсах;
• организация курсовой и консультативной подготовки педагогов;
• консультации.
Инновационные:
• методическое электронное портфолио педагогов;
• мастер - классы;
• проектная деятельность;
• творческие конкурсы;
• открытый показ результатов деятельности детей с последующим обсуждением педагогической общественностью.
• деловая игра
В свою очередь они делятся на индивидуальные и коллективные.
Методические формы разнообразны : дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно - практические конференции, методические недели и месячники, недели педагогического мастерства.
Зарекомендовала себя и такая форма как индивидуальные и групповые консультации по заявкам отдельных педагогов. Это, несомненно, обеспечивает индивидуальный подход к обучению педагогических кадров и создает необходимые педагогические условия непрерывного образования воспитателей.
Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов является семинар-практикум, это особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель их проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Определению содержания семинаров предшествует изучение диагностических затруднений педагогов в практической деятельности. Темы семинаров: «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с природой»; «Организация работы по физическому воспитанию в зимний период», «Театрально- игровая деятельность в детском саду», «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми», «Организация непосредственно образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО» и др.
Стоит отметить ещё одну форму методического взаимодействия «Творческая гостиная», в которой педагоги имели возможность практически отработать определенные педагогические навыки, творческие подходы к решению задач образовательного содержания. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения. Постоянная связь содержания методической работы с результатами педагогической деятельности педагога обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. Главным является оказание реальной действительной и своевременной помощи педагогам с использованием диффе-ренцированного подхода.
Для начинающих педагогов действует «Школа молодого специалиста», цель, которой - способствование психологической адаптации и социологизации молодых специалистов, обучение педагогов экспериментально проверять эффективность своей работы, разрабатывать мероприятия с детьми на основе собственных достижений.
Ежемесячно рассматриваются ключевые темы, отдельные вопросы с раз-ных точек зрения в форме дискуссии, отчета из опыта работы, открытых просмотров с обязательным анализом мероприятий всеми участниками.
Более опытные педагоги работают в творческих группах. На данный момент педагоги нашего ДОУ работают над общеобразовательной программой по ФГОС ДО.
Важнейшей функцией методической работы является изучение и внедрение опыта педагога, который является основой его педагогического мастерства, образцом педагогической деятельности, отвечающей современным запро-сам, открывает возможность постоянного совершенствования.
Такая форма работы как «Мастер - класс», с защитой своего наработанно-го творческого материала по теме самообразования, проведением самоанализа и обозначением перспективы работы, пропагандирует лучший опыт педагогов ДОУ, его распространение является сильным стимулом для дальнейшего творческого роста педагога.
Основным механизмом оптимизации развития системы дошкольного образования являются поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОУ.
Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально-педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. И перед нашим коллективом стоит задача поиска и внедрения новых форм работы.
На сегодняшний день идея воспитания находит свое отражение в нормативных документах, регулирующих деятельность образовательных учреждений. В Законе РФ «Об образовании» указано, что образование должно носить гуманистический характер и приоритет должен отводиться общечеловеческим ценностям.
Деятельность коллектива определяется основными направлениями, которые открывают дорогу к цели, наполняют ее содержанием.
V. Модернизация структуры управления ДОУ.
Закон РФ «Об образовании»определил для дошкольных организаций задачу оптимизировать образовательное содержание методической работы : форм, методов, структуры управления, программ, содержания образования.
В условиях модернизации образования важным становится организовать грамотное методическое сопровождение педагогов, содействие росту квалификационного потенциала.
Высокий профессиональный, квалификационный уровень, творческий потенциал коллектива позволили повысить качество воспитательно-образовательного процесса за счет введения в структуру управления ДОУ научно-методической службы. Она помогает в ведении в практику работы ДОУ инновационных технологий, обобщении и распространении передового педагогического опыта, методических разработок.
В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и общественности.
Интеграция деятельности специалистов в организации новых форм работы. Ни для кого не станет открытием тот факт, что для Российского образования наступило время эксперимента, неразрывно связанное с модернизацией образования. Работа ДОУ в экспериментальном режиме обусловливает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышение квалификации педагогов.
На сегодняшний день одной из основных задач образования в рамках модернизации наших педагогов является формирование научно-исследовательской компетенции педагогов, умение создавать свою систему деятельности, т. е. наступает время эксперимента! У каждого воспитателя нашего ДОУ есть план саморазвития, где одной из форм достижения результата является экспериментальная деятельность.
Основными задачами нашего ДОУ на данный период являются:
I. Обеспечение методического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения федеральных государственных стандартов дошкольного образования через :
• Разработку рабочих программ педагогов;
• Работу методических объединений педагогов, мастер – классов, фестивалей педагогического мастерства;
• Проектную деятельность с детьми
II. Разработка нормативно-правового обеспечения функционирования в ДОУ групп комбинированной направленности.
III. Систематизация работы по укреплению здоровьесберегающего пространства в ДОУ.
IV. Продолжить разработку нормативно-правовой основы для внедрения платных образовательных услуг.
V. Построить и апробировать систему методической работы в ДОУ, а также систему работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО.
VI. Повысить результативность образовательного процесса и уровень профессиональной подготовки воспитателей к реализации ФГОС.
Истинная оценка эффективности методической работы дается по конеч-ному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
Сюда входят такие формы работы :
• Диагностика успешности воспитателя,
• диагностика профессиональной подготовки,
• листок самооценки педагога,
• карта профессиональной деятельности педагога.
Оптимальность системы методической работы можно определить по ре-альным показателям конечного результата.
Общими критериями являются:
• критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников;
• критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности;
• критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом;
Стимулирующая роль методической работы :
• в коллективе улучшается психологический климат,
• растет творческая активность педагогов,
• их удовлетворенность результатами своего труда.
Методическая работа подразумевает не только обучение педагогов, но и развитие у них таких качеств, как гуманизм, педагогический оптимизм, принципиальность, доброта, душевная щедрость, консолидацию по сплочению педагогического коллектива, превращению его в коллектив единомышлен-ников, выработку единого педагогического кредо.
Именно это помогает педагогам быть в определенном «профессиональ-ном тонусе», позволяющем инициировать и создавать атмосферу профессионализма и творчества в коллективе единомышленников, иначе инновационное образование не может быть таковым, если его главные носители - педагоги не станут новаторами, способными не только воспринимать нововведения, но и делать их главным механизмом в образовательном процессе.
VI. Заключение
Перспективы методической работы :
• Продолжать методическое сопровождение педагогических работников в условиях внедрения ФГОС.
• Постоянное совершенствование педагогических знаний современными методиками и технологиями.
• Содействовать распространению методического опыта педагогов.
• Повышение процента аттестующихся педагогов на высшую квалификационную категорию
Отсюда методическую работу можно представить в виде целостной, системной деятельности, основанной на достижениях науки и практики, направленной на всестороннее развитие творческого потенциала и повышение профессиональной компетентности педагога. Конечным итогом этой деятельности является качество, эффективность и результативность организации воспитательно-образовательного процесса и рост уровня развития детей дошкольного возраста. Деятельность ДОУ находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому возрастает значимость методической работы, которая и создает условия для роста и развития профессиональной компетентности каждого педагога и всего педагогического коллектива в целом.
Таким образом, осуществление модели инновационной деятельности позволит реализовать направления, заложенные в концепции развития ДОУ и модернизации образования нашего ДОУ :
• обновление содержания образования;
• усиление воспитательного потенциала и гуманистических подходов в воспитательной деятельности.
VII. Литература.
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» - Новосирск: Норматика, 2013.
• Майер А. А. Практические материалы по освоению содержания ФГОС в дошкольной образовательной организации. М: Педагогическое общество России 2014.
• Погребняк Л. П. Правовое обеспечение реализации ФГОС ДО. М: Педагогическое общество России 2014.
• Погребняк Л. П. Правовой статус участников образовательных отношений. - М: Педагогическое общество России 2014.
• Тимофеева Л. Л. Повышение профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. - М: Педагогическое общество России 2014.