Елена Селиванова
Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Строевые упражнения являются одним из средств, без которых невозможна успешная организация на занятиях физической культуры.
Строевые упражнения представляют собой совместные или одиночные действия занимающихся в том или ином строю. С помощью строевых упражнений успешно решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, повышается дисциплина и организованность.
Публикация «Строевые упражнения как средство организации занятий по физической культуре» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Смотр строя и песни. Строевые песни, битва хоров
- Темочки
Использование этих упражнений позволяет лучше руководить группой, быстро размещать их для занятий, игр.
Для того чтобы ориентироваться в зале или на площадке, приняты следующие обозначения сторон и точек зала:
Классифицируются строевые упражнения на четыре группы :
Строевые приемы, построения и перестроения, передвижения, размыкания и смыкания.
Управление строем на занятиях осуществляют преподаватели посредством команд и распоряжений, которые обычно подаются голосом или установленными сигналами.
Строй - установленное размещение занимающихся, для совместных действий.
Сомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах с интервалом, равным ширине ладони (между локтями, один от другого или в колоннах на дистанции, равной поднятой впереди руки.
Разомкнутый строй - строй, в котором занимающиеся расположены в шеренгах, с интервалом в один шаг или с интервалом, указанным преподавателем.
Шеренга - размещение занимающихся на одной линии, один возле другого.
Фланги - правая и левая оконечности строя.
Интервал - расстояние по фронту между занимающимися (в шеренге).
Колонна - строй, в котором занимающиеся расположены в затылок друг другу.
Дистанция - расстояние между занимающимися в глубину (в колонне).
Направляющий - занимающийся, идущий первым в колонне.
Замыкающий - занимающийся, идущий в колонне последним.
Колонна-строй, в котором дети расположены в затылок друг другу на дистанции (расстояние между детьми в глубину) одного шага или вытянутой вперед руки.
Шеренга строй, в котором дети стоят один возле другого на одной линии лицом в одну сторону.
Команда «В одну шеренгу становись!». Преподаватель, подавая команду, становится лицом к фронту, а группа выстраивается слева от него.
Перестроение из одной шеренги в две: после предварительного расчёта на 1-й и 2-й подаё тся команда: «В две шеренги - Стройся!» По этой команде вторые номера делают левой ногой шаг назад (счет раз, правой, не приставляя ее, шаг вправо (счёт два) и, вставая в затылок первому, приставляют левую ногу (счёт три). Для обратного перестроения подаётся команда : «В одну шеренгу - Стройся!». Перестроение проводится в обратной последовательности.
Перестроение из одной шеренги в три: после предварительного расчёта (по три) подаё тся команда: «В три шеренги стройся!». По этой команде вторые номера стоят на месте, первые номера делают шаг правой ногой вперед (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг влево (два, и приставляя правую ногу, становятся впереди вторых номеров (счет 3).Третьи номера делают шаг левой ногой назад (счет 1, шаг правой в сторону (счет 2) и, приставляя левую ногу, становятся в затылок вторым номерам (счет 3). Для обратного перестроения подаётся команда : «В одну шеренгу стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроение из шеренги уступом : После предварительного расчёта по заданиюна месте, 6-4-2 на месте и т. д.) подаё тся команда: «По расчёту шагом - Марш!»
Занимающиеся выходят, сохраняя равнение на положенное им по расчёту количество шагов и приставляют ногу.
Для обратного перестроения подаётся команда : «На свои места шагом - Марш! Все выходившие из строя делают поворот кругом, сохраняя равнение, идут на свои места и, дойдя до них, делают поворот кругом. Преподаватель ведёт подсчёт «1», «2»…. и «1», «2».
Перестроение из колонны по одному в колонну по два.
После предварительного расчета на первый и второй подается команда: «В колону по два – Стройся!» По этой команде вторые номера делают шаг правой в сторону (счет раз, левой ногой, не приставляя ее, шаг вперед (счет два) и встают на одну линию с первыми, приставляя правую ногу (счет три). Для обратного перестроения подается команда : «В колонну по одному – Стройся!». Перестроение производится в обратной последовательности.
Перестроения в движении
Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три и т. д.) поворотом в движении (рис. 10, а) происходит по команде «Налево в колонну по два (три, четыре и т. д.) — марш!» (как правило, команда подается, когда группа
находится на верхней или нижней границах зала или площадки). Первые двое занимающихся выполняют в движении поворот налево и продолжают движение прямо. После поворота первой двойки (тройки, четверки и т. д.) следующие делают поворот под команду своего замыкающего на том же месте, что и первые. Такие же действия повторяют все остальные занимающиеся до полного перестроения группы. Особенность перестроения в том, что отделения, на которые делится колонна, определяются самими занимающимися по ходу движения, когда они ведут зрительный контроль за впереди идущими.