Вера Пантыкина
Двигательные упражнения как средство снятия напряжения
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения
В ФГОС дошкольного образования подчеркивается, что дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом, психическом здоровье ребёнка и его эмоциональном благополучии. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребёнка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны пронизывать всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Публикация «Двигательные упражнения как средство снятия напряжения» размещена в разделах
Однако, в массовой практике физического воспитания развивающая педагогическая работа фактически подменяется «тренерской» при недостаточном внимании к вопросам развития эмоциональной устойчивости, эмоционального благополучия дошкольников в процессе двигательной деятельности. Это заставляет более внимательно рассмотреть развивающие, воспитательные возможности физической культуры как средств коррекции и профилактики психического здоровья.
Убедительно доказана взаимосвязь между движениями и состоянием психики, мыслями и чувствами человека (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. В. Белов и др.). Опираясь на достижения возрастной физиологии, нейропсихологии, детский организм рассматривается как единая саморегулируемая система, в которой взаимодействуют управляемые высшей нервной деятельностью физиологические, психологические и функциональные процессы.
Роль двигательных упражнений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и, тем самым, способствуя ее развитию. При выполнении физических упражнений увеличивается снабжение тканей кислородом, в результате чего улучшается обмен веществ между мышечными клетками и капиллярами. Молочная кислота легко удаляется, поэтому предотвращается мышечная усталость. В организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. Двигательные упражнения способствуют снятию напряжения, улучшают самочувствие детей, развивают внимание, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение, дают возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, снять излишнюю двигательную активность. В дальнейшем тренировочный эффект сказывается на увеличении количества основных ферментов, воздействующих на кинетику биохимических реакций. Повышается содержание неоглобина. Он является катализатором, повышая скорость биохимических реакций в мышечных клетках. Механизм улучшения самочувствия связан с усиленной продукцией при мышечной активности особых веществ – эндорфинов, которые благоприятно влияют на психическое состояние человека.
Подвижные игры имеют неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка, развитие эмоционального благополучия. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями заключается в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр усиливают мозговые импульсы, которые, в свою очередь, стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы. Положительные эмоции, творчество – важные факторы оздоровления.
С целью укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, профилактики психоэмоционального напряжения, с дошкольниками можно использовать разные виды игр: подвижные игры с остановкой движения; направленные на сплочение детского коллектива; направленные на снижение мышечного напряжения; игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе; подвижные игры и упражнения, направленные на релаксацию; игровые упражнения на релаксацию и дыхание; оздоровительные игры; игровые упражнения для рук и пальцев; игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением; игровые упражнения, направленные на развитие устойчивости к стрессу; подвижные игры, направленные на снижение агрессивности, гиперактивности и тревожности у детей.
Подвижные игры, требующие по сигналу остановить движение, сохраняя при этом выражение лица, напряжение мускулов тела («Море волнуется», «Замри», «Стоп») дают возможность чувствовать свое тело в таких положениях, которые непривычны и неестественны для него, и таким образом расширить индивидуальный набор «штампа движений и поз». Начатое движение прекращается в игре командой «Стоп!». Тело становится неподвижным и замирает в положении, в котором оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе ребенок становится способным думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Разрушается круг старого автоматизма. В игре дети передают характер и образы персонажей, их настроения, взаимоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулатуру, а это способствует выбросу эндорфинов (гормон радости, обеспечивающих улучшение эмоционального состояния и жизнедеятельности организма.
Играм с мячом отводится особая роль. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отбивает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлопками, различными поворотами и т. д. Эти игры не только развивают глазомер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга, но и повышают настроение, снимают агрессию, помогают избавиться от мышечных напряжений, вызывают удовольствие. А удовольствие, это свобода телодвижения от мышечной брони, мышечного напряжения.
Оздоровительные игры предназначены для профилактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитательную функции. Физические и психические компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профилактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших – все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка воспитателя обязательна. Кроме того, эти игры проводятся при наличии объективной необходимости восстановления у детей комфортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционального напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.
Игры могут проводиться как индивидуально, так и коллективно. Наблюдая за тем, как дети выполняют забавные игровые задания, можно в определенной степени оценить уровень их физической подготовленности, степень развитости физических качеств, уровень зрелости нервных процессов. Целесообразно организовывать эти игры двум педагогам. Например, практическому психологу и инструктора по физической культуре. Один из них (в зависимости от поставленной задачи) выполняет роль наблюдателя и ассистента. Наблюдения за детьми дадут достаточную информацию о необходимости и характере индивидуальной работы с ними. Например, при проведении игры "Цапля" отчетливо видно, у кого из детей нарушена функция статического равновесия. По амплитуде круговых движений туловища при проведении игры "Обруч" опытный инструктор оценит гибкость позвоночника.
Длительность игр зависит от их содержания и может варьироваться от 1 до 2 минут. Общая длительность игр в среднем составляет 4-6 минут. Проводить игры можно как с музыкальным сопровождением, так и без него. Но поскольку игровые задания строго ограничены по времени, требуется отчетливый, резкий звуковой сигнал (гонг). Игры не должны повторяться (может быть, изредка, чтобы детям было интересно. Поэтому в арсенале педагогов их должно быть много. Особых возрастных требований к оздоровительным играм нет.
Литература:
1. Воротилкина И. М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. - Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 144 с.
2. Полтавцева Н. В. ,Стожарова М. Ю., Краснова Р. С. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. М. : ТЦ Сфера, 2012г.
3. Оптимальная двигательная активность : Учебно-методическое пособие для вузов. Составители: Рубцова И. В., Кубышкина Т. В., Алаторцева Е. А., Готовцева Я. В. ВОРОНЕЖ, 2007г.
4. Рунова М. А. Двигательная активность детей. - М. : Линко-пресс, 2003 5. г. Харченко Т. Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. Спб: ООО Издательство «Детство- пресс», 2010 г.