Татьяна Краснова
Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Долгоостровская СОШ» Чувашишаковскон ОСП ЧР Батыревского р-на д. Ч. Ишаки
Воспитатель: Краснова Т. Н.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе могут иметь разные формы проведения — индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.
Фронтальная форма — совместные занятия со всеми детьми одновременно с одним программным содержанием.
Публикация «Особенности организации НОД по физической культуре в разновозрастной группе» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
В занятия вводятся практически одни и те же движения (ходьба группой за воспитателем в заданном направлении, со сменой направления и пр.). Усложнение двигательных знаний происходит за счет разнообразия способов и условий выполнения. Предусматриваются лишь различия в дозировке и требованиях к выполнению упражнений.
Движения детей 2—3-летнего возраста еще не сформированы как произвольные, они часто непреднамеренны. Однако у них появляется возможность устанавливать некоторое сходство с образцом. Дети действуют по подражанию, не придерживаясь точно заданной формы движений, и передают только общий рисунок движения.
Воспитатель следит, чтобы старшие дети выполняли движения точно и правильно в соответствии с образцом, с большой амплитудой, осознанно следили за положениями и движениями частей своего тела в разнообразных упражнениях.
Фронтальная форма проведения занятий с одним программным содержанием, но имеющим разные требования позволяет сосредоточить внимание детей на изучаемых движениях.
С целью увеличения двигательной активности детей во время занятия не следует включать упражнения, требующие длительного их ожидания и страховки со стороны воспитателя (лазанье по гимнастической стенке, ходьба по разновысотным бумам, прыжки в длину с места). В то же время не советуем включать в занятия сложные двигательные задания с организацией их в физкультурном зале (прыжки через скакалку, бег с преодолением препятствий). Предлагаемые задания желательно разучивать с детьми на индивидуальных и подгрупповых занятиях во время прогулок.
Занятия по физической культуре условно состоят из трех основных частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть подготавливает организм ребенка к предстоящей физической нагрузке, повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание. Во вводной части может создаваться игровая мотивация двигательной деятельности детей. В некоторых случаях она переносится в основную часть занятия. При этом большое значение отводится музыкальному сопровождению.
Во вводной части занятия планируются одинаковые задания для детей разного возраста. Вводятся упражнения в ходьбе и беге в разном темпе и направлении. Дети 2— 3 лет могут идти обычным, спокойным шагом; 4—5-летние дети — на носочках, высоко поднимая колени; 6— 7-летние дети идут в колонне по два, совершая различные движения руками.
Построения детей для выполнения общеразвивающих упражнений различны: врассыпную, в круг, в пары, друг за другом. Детям 2—3 лет оказывает помощь в построении инструктор по физической культуре.
В основной части занятия программируются задачи на формирование двигательных навыков, выполнение разных видов движений, их разучивание и закрепление. Обращается внимание на целенаправленное развитие физических качеств и координационные способности детей. В этой части происходит развитие сюжета.
Начинается основная часть с комплекса общеразвивающих упражнений, которые могут быть под одним названием, например: «Мы петрушки», «Зима», «Самолеты». В большинстве случаев стараемся включать чувашские подвижные игры.
Структура общеразвивающих упражнений должна быть одной и той же, а дозировка может увеличиваться в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей. Могут также усложняться исходные положения рук и ног.
Малыши подражают старшим и пытаются повторять за ними упражнения, их не следует останавливать и обращать внимание на их качество выполнения. Воспитатель может включать для детей старшего возраста упражнения более сложного характера для ног (сгибание ноги в колене и выпрямление ее вперед, оттягивание носков, сгибание стопы и пр., для туловища (повороты в стороны, держа руки на поясе и разводя их в стороны, при поднимании обеих ног над полом и пр.). При этом малыши выполняют произвольные движения.
Большой интерес вызывают у детей упражнения с предметами и посо-биями (погремушками, мячами, флажками, кубиками).
После выполнения общеразвивающих упражнений следуют основные виды движений. Предлагаем одно и то же движение (ходьба, прыжки, бросание и ловля предметов) для детей разного возраста. Но при этом знакомим младших детей 2—3 лет с выполнением движения в целом, а для детей 4—5 лет уточняем элементы движений или закрепляем у них двигательные навыки. К детям 5—7 лет предъявляются требования к качеству выполнения занятий. Предлагаем использовать разные способы выполнения одного и того же движения, например: проползание на четвереньках, подлезание под различные препятствия или перелезание через мягкий бум (бревно).
В смешанной группе можно давать детям разные упражнения, но при этом инструктор по физической культуре должен распределить детей на две подгруппы с учетом их возраста (подгрупповая форма проведения). Например, малыши (2— 3 года) под контролем помощника воспитателя упражняются в катании мяча и продвижении за ним разными способами (ползание на четвереньках, бег или спокойная ходьба). В это время педагог с другой подгруппой (дети 4—7 лет) разучивают новое движение.
После основных видов движений проводится общая для всех детей подвижная игра. Игры, включающие разные виды движений (ходьбу, бег, прыжки, метание, ползание и пр., выполняются всеми детьми одновременно. Например, игры «Поезд», «Самолеты», «Солнышко и дождик» и пр. К самым маленьким детям воспитатель не предъявляет никаких требований к качеству выполнения действий.
Для развертывания действий детям пятого года жизни уже не безразличны игровые условия и принятая на себя роль. Меняется отношение детей к выполнению роли. Дети осознают задачу: поймав зайца, волк останавливает его, затем ловит других зайчат. В основном в этом возрасте исполнение ведущей роли берет на себя воспитатель.
Важно, чтобы содержание игровых действий было понятно детям и вызывало у них положительные эмоции и высокую двигательную активность.
В заключительной части занятия происходит постепенный переход от физической нагрузки к спокойному состоянию организма ребенка. Может продолжаться общение с различными игровыми персонажами.
Занятие по физической культуре заканчивается для всех возрастных групп одновременно. Однако если воспитатель замечает утомляемость у малышей, то он дает им небольшой отдых, используя игровые приемы. Можно предложить упражнения на релаксацию из положения лежа, сидя или малоподвижную игру на ориентировку в пространстве: «Найди, где спрятано», «Найди свое место».
В группе с детьми 2—7 лет предлагаем проводить занятия разного типа : игрового, сюжетно-игрового и тренировочного.
Занятия игрового типа отличаются тем, что они включают хорошо знакомые детям движения. В играх закрепляются двигательные навыки, происходит развитие физических качеств в меняющихся ситуациях.
Сюжетно-игровое занятие строится на целостной сюжетно-игровой ситуации, отражающей в условной форме окружающий мир ребенка. Занятие состоит из разных видов основных движений и игровых упражнений общеразвивающего имитационного характера: «Магазин игрушек», «Ежиха и ежата» и пр. Этот тип занятия повышает интерес детей к различным движениям.
Тренировочное занятие направлено на развитие двигательных возможностей детей. Оно включает многообразие циклических, ритмических движений, игровые упражнения на развитие быстроты движений, ловкости и выносливости. Этот тип занятий может носить обучающий и смешанный характер.
Занятие обучающего характера направлено на ознакомление с новым движением. Занятие смешанного характера ставит задачи разучивания и закрепления нового движения, а также совершенствования движений, освоенных ранее. Оно главным образом строится на повторении уже пройденного материала.
Обучение детей таким движениям, как лазанье по гимнастической стенке, метание, желательно проводить небольшими подгруппами, при этом используя игровые двигательные задания.
Процесс организации обучения движениям детей в разновозрастной группе требует большого умения со стороны воспитателя. Следует учесть знание и двигательный опыт старших детей, дать им возможность использовать показ физических упражнений для самых маленьких. Воспитатель привлекает 4-летних детей к выполнению упражнений вместе с малышами, поручает им ответственные роли в подвижных играх.
Необходимо поощрять стремление детей передавать свой двигательный опыт, а также их участие в расстановке и уборке физкультурных пособий. Младшим детям воспитатель не дает большой нагрузки, предлагает им понаблюдать за выполнением упражнений или за игрой старших детей.
Подгрупповая форма занятия проводится с учетом уровня физической подготовленности детей разновозрастной группы. В начале года воспитатель проводит тестирование детей по основным двигательным заданиям (бег на 10 м, прыжки в длину с места, метание мяча удобной рукой) и определяет их уровень физической подготовленности. В то же время воспитатель изучает состояние здоровья, физическое развитие и индивидуальные особенности детей. Затем на основе полученных данных педагог распределяет детей на две основные подгруппы.
В первую подгруппу зачисляются дети, впервые поступившие в детский сад, трудно привыкающие к его условиям, а также дети, часто болеющие, имеющие низкий уровень физической подготовленности.
Вторую подгруппу составляют дети, имеющие более высокий уровень физического развития, показатели их физической подготовленности находятся в пределах средних величин и выше.
Внимательное изучение ребенка позволяет выявить уровень развития физических и духовных сил ребенка, наметить программу воспитания и обучения, правильно организовать жизнедеятельность малыша в детском саду. При этом важно выбрать необходимые приемы и методы, соответствующие индивидуальным возможностям детей, и своевременно провести коррекционную работу, направленную на решение оздорови-тельных и вспомогательно-образовательных задач.
Список детей разновозрастной группы следует составлять с указанием возраста и пола.
Занятия по физической культуре в разновозрастной группе с детьми 2—7 лет советуем проводить в игровой форме. Занятие может начинаться с эмоционального рассказа воспитателя, где задается воображаемая ситуация. Эффективным приемом является описание игровой ситуации, где представлены детские герои и персонажи различных сказок.
Список использованной литературы:
1. Васильева, М. А. Малокомплектный детский сад. [Текст]/ М. А. Васильева, М., Просвещение. 1988.
2. Рунова М. Особенности организации занятий по физической культуре. [Текст]/ М. Рунова. Дошкольное воспитание, 2002. №10.
3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду. [Текст] / Э. Я. Степаненкова. М., Мозаика-Синтез, 2009.