Денисенко Сергей Владимирович
Стретчинг как средство развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста
Охрана и укрепление здоровья является первоочередной задачей воспитательно-образовательного процесса. Поэтому в детском саду призвано создать необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительной работы. В детском саду имеются все возможности для занятий физкультурой и спортом: имеется спортивное оборудование и инвентарь, спортивная площадка. В каждой возрастной группе имеется физкультурный уголок. Физическое развитие ребенка в каждом возрасте отличается своими особенностями. Возраст 4–5 лет принято именовать средним дошкольным, поскольку в этот период проявляются черты, характерные для старшего дошкольного возраста, при этом сохраняются особенности, свойственные младшим дошкольникам. Для детей среднего дошкольного возраста характерна острая потребность в активном движении. При этом сами движения становятся значительно разнообразнее и увереннее. Дети среднего дошкольного возраста, испытывающие недостаток физической активности, отличаются чрезмерной перевозбудимостью, капризным поведением, они бывают непослушны. В возрасте 4–5 лет дети учатся во время игр. Это, прежде всего обучение движениям частей тела (локальные движения, сочетаниям движений частей тела и целостным движениям, т. е. перемещением тела. Первые две разновидности характерны для общеразвивающих упражнений. Третья разновидность относится к основным движениям: ходьба, бег, лазание, прыжки, метание. В процессе обучения детей основным движениям необходимо целенаправленно воздействовать на развитие физических качеств : силы, быстроты, ловкости и т. д. От уровня развития физических качеств напрямую зависит успешность в освоении необходимых для жизни умений и навыков.
Публикация «Стретчинг как средство развития физических качеств у детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, ведь именно в
дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, его физического развития и культуры движений. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения. Специалисты в области физической культуры гибкость относят по степени важности на второе место после выносливости, называя упражнения на растяжку эффективным средством здорового и гармоничного развития.
Понятия «гибкость» и «подвижность» стоит рассматривать как два разных
направления, так как они не идентичны и между ними имеются существенные
различия. Матвеев Л. П. дает следующую формулировку: «Под гибкостью понимаются морфологические и функциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие амплитуду различных движений спортсмена». Каждое движение человека производится благодаря подвижности в суставах. В тазобедренном, плечевом человек обладает большой подвижностью, а в голеностопном, коленном, лучезапястном амплитуда движений ограничена связочным аппаратом и формой сустава. Чаще всего человек не часто использует максимальную подвижность и беря некоторую часть амплитуды движения сустава. Недостаточная подвижность в некоторых суставах ограничивает степень возможностей силы, негативно отражается на координационных и скоростных способностях. Проблема развития гибкости у детей среднего дошкольного возраста актуальна потому, что в традиционное физическое воспитание с использованием стандартных физических упражнений посредственно влияет на рассматриваемое физическое качество, сокращая уровень его развития.
Стретчинг- это здоровьезберегающая технология. Особое внимание в этой
технологии привлекла методика игрового стретчинга. Задача стретчинга состоит в развитии гибкости, подвижности суставов, укрепление мышц без нагрузки на позвоночник, мягкая растяжка. Во время занятий стретчингом формируется правильная осанка, дети заряжаются энергией. Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной деятельности из различных исходных положений и с большим разнообразием видов движений, что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. Игровой характер упражнений, позволяет детям во время занятия путешествовать и перевоплощаться в разных животных и персонажей. Именно игра – это творческая деятельность детей. Реализовать этот мир игры в целях оздоровления и развития ребенка и является целью данной методики. Занятия по методике игрового стретчинга проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры. На каждом занятии рассказывается новая сказка, в которой дети превращаются в животных, насекомых выполняя в такой форме сложные упражнения. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности. После занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Эта методика как нельзя лучше подходит для внедрения ее в работу с детьми. Что получают дети в результате занятий стретчингом? Во-первых, у детей будет развиваться физическое качества – гибкость. Во-вторых, развитие опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки; профилактика
плоскостопия. В-третьих, развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой системы, нервной системы; совершенствование психомоторных способностей детей; развитие функции равновесия, вестибулярной устойчивости; развитие внимания, памяти; повышение интереса к занятиям физической культурой.
Таким образом, развитие физических качеств являются одним из важных в
развитии здорового образа жизни ребёнка. Поэтому их нужно развивать до такой степени, которая обеспечивает беспрепятственное выполнение необходимых движений.
Список литературы
1. Жерякова С. В. Содержание, формы и методы формирования здорового
образа жизни у детей дошкольного возраста в педагогике второй половины ХХ
века / С. В. Жерякова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (март 2015 г.). – М. : Лето, 2015. – С. 59–62.
2. Карманова Л. В. Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада: методическое пособие / Л. В. Карманова – М. : Нар. Асвета, 2012. –
162 с.
3. Консультация для педагогов: «Особенности физического воспитания детей среднего дошкольного возраста». URL : https://infourok.ru/konsultaciya-dlyapedagogov-osobennosti-fizicheskogo-vospitaniya-detej-srednego-doshkolnogovozrasta-4989046.html ( дата обращения: 5.04.2022.)
4. Маханева М. Д. Новые подходы к организации физического воспитания
детей / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. – 2013. – №2. – С. 22–24.
5. Назарова А. Г. Игровой стретчинг : методическое пособие для работы с
детьми / А. Г. Назарова. – Спб., 2010 – 35 с.
Издательский дом «Среда»
6 https://phsreda.com
Содержимое доступно по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 license (CC-BY 4.0)
6. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов. Различие понятий «гибкость» и «подвижность». URL :
https://vuzlit.com/394462/obschaya_harakteristika_gibkosti_podvizhnosti_sustavov
7. Ориентировочные показатели физической подготовленности детей 3–7
лет», утвержденные Постановлением Правительства Р. Ф. 29 декабря 2001г.
№916. URL : https://docviewer.yandex.ru/view/368629000/ ( дата обращения:
5.04.2022).
8. Вяльчина И. В. Презентация к сказке по игровому стретчингу «Лягушонок Квак». Понятия игрового стретчинга. URL :
https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/prezentaciya-k-skazke-poigrovomu-stretc.3093665876/# : - :text ( дата обращения: 5.04.2022).
9. Сальников В. А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития / В. А. Сальников // Физическая культура. – 1997. – №4. – С. 8–12.
10. Сенситивные периоды развития ребенка. URL : https://www.schild.org.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=20 ( дата обращения:
5.04.2022).
11. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретчинг/ Е. В. Сулим. – М. : ТЦ «Сфера», 2010. – 250 с.
12. Физическая подготовка. Направленное развитие гибкости спортсмена :
[сайт]. URL : https://bspu.by/blog/semenov/article/lection/lekciya-14-fizicheskayapodgotovka-napravlennoe-razvitie-gibkosti-sportsmena# : - :text ( дата обращения:
5.04.2022).