Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
Публикация «Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП» размещена в разделах
На базе нашего детского сада открыта и функционирует группа для детей со сложной структурой развития. В эту группу в сентябре прошлого года поступил ребенок с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л. А. Даниловой, Е. М. Мастюковой, И. А. Панченко и др.
Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.
Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.
Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.
Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.
Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов (видео показ фрагмента занятия с прищепками)
- использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;
- речевое и предметно-практическое общение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;
- получение и развитие знаний об окружающем;
- формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;
- развитие зрительно-моторной координации
Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов, формировании фразы:
- игровая деятельность;
- общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).
- развитие пространственных представлений у ребенка;
- развитие мышления, внимания и памяти;
Как один из примеров, совместные действия, требующие концентрации и устойчивости внимания.
Соня хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Соня топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ - топ, топ - топ! (топает ножками)
Ручками захлопали:
Хлоп - хлоп - хлоп! (хлопает руками)
Ножками затопали:
Топ - топ - топ! (топает ножками)
Очень хорошие результаты дает использование песенок авторов Железновых.
Я, как специалист, столкнулась с проблемой того что речевые нарушения сочетаются между собой, например дизартрия и задержка речевого развития.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий.
Анализируя занятия по развитию речи, я выявила большие потенциальные возможности воздействия пальчиковой гимнастики, игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП. Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости - оказание помощи.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Пальчиковая гимнастика
Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В. В. Цвынтарный.
Пальчиковые игры - важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводится дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.
Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:
- от середины лба к вискам;
- от бровей к волосистой части головы
- от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему
- от корня носа к височной области ;
- от угла рта к козелку ушной раковины;
- от середины подбородка к мочке уха;
- по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.
Специальный массаж нижней части лица проводится в следующей последовательности:
- одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;
- легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук
- поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;
- массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;
- раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;
- поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта, проводится как в пассивной, так и активной форме.
Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Пассивная гимнастика для губ предполагает выполнение следующих упражнений
1. собирание туб в «трубочку»
2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ
3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение упражнений из комплекса
Развитие речевого дыхания
В своей работе по развитию речевого дыхания, используется несколько видов дыхательной гимнастики:
- статическая дыхательная гимнастика;
- динамическая дыхательная гимнастика;
Статическая дыхательная гимнастика
Для воспитания внеречевого дыхания : учу быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху
- сдуть с руки снежинку
- сдуть ватку;
Динамическая дыхательная гимнастика
Динамические дыхательные упражнения проводятся с ребенком в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Это расслабляющие движения:
- Подражание полету птиц;
- поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабление руки вперед-назад;
- наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;
Для плавного выдоха использую такой прием, как «выплевывание» пробок на выдохе (видео показ фрагмента).
В процессе работы я использую основной принцип дидактики : от простого - к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.