Лилия Невская
Стимулирование двигательной активности у детей с ТМНР посредством новых подходов в физическом воспитании
▼ Скачать + Заказать документы
Двигательная активность — это физиологическая потребность организма, которая является одним из самых важных условий познания окружающего мира, взаимодействия с ним.
В организации проведения уроков, коррекционно-развивающих занятий, внеурочной деятельности учителя и специалисты школы используют современные практические методики и технологии по развитию двигательной активности обучающихся, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Двигательная активность ребенка
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Выраженность двигательных проблем у детей с ТМНР варьирует от моторной неловкости и сложностей с формированием предметных действий до тяжелых опорно-двигательных нарушений, характеризующихся неспособностью самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении и выполнять произвольные движения.
Таким детям требуется помощь в познание новых движений и стимуляция моторной активности. Для поддержания здоровья и психического развития ребенка необходима базовая физическая нагрузка, которая включает в себя:
- правильное позиционирование;
-посильное участие в уходе и передвижении, отработка движений и стимуляция моторной активности ребенка в простых бытовых ситуациях;
-игра;
-спонтанная двигательная активность;
-структурированная двигательная активность : занятия по адаптивной физкультуре, двигательному развитию.
правильное позиционирование обеспечивает:
- возможность находиться в правильных положениях (на спине, на боку, на животе, сидя и стоя
- поддержание стабильной позы, препятствующей потере равновесия, сползанию или заваливанию.
- смену положений тела в течение дня (необходимо менять каждые 30 мин)
-профилактику возникновения вторичных осложнений.
Для позиционирования можно использовать модульные системы из валиков и подушек, скрепленных надежными липкими застежками, воротника специальной конструкции.
Например, для позиционирования лежа на спине подкладывается под голову ребенка подушка или положите его на наклонную плоскость, таким образом, чтобы голова мягко удерживалась в слегка приподнятом положении. Поза лежа на животе помогает создать благоприятные условия для формирования рефлекса удержания головы.
Детям с тяжелой степенью ДЦП необходимо специальное технической средство – вертикализатор. Именно он помогает удерживать симметричную позу во время стояния.
Для позиционирования в положении сидя используем помогающие средства технической реабилитации. Во всех вариантах правильного позиционирования ребенок имеет возможность и играть и заниматься.
Большинство возможностей для отработки движений и стимуляции моторной активности ребенка заложены в простых бытовых ситуациях, например, переодевание, смена позы, прием пищи, движение в пространстве и т. д. Для того чтобы ребенок мог одеться, ему требуется поднять руки, чтобы натянуть рукава и нагнуться, чтобы расстегнуть липучки на обуви. Бытовые ситуации происходят каждый день и несколько раз, это является огромным продвижением в развитие движений в повседневной жизни, что помогает навыку закрепиться. + в том, что ребенку понятно, для чего он это делает, ему ясна мотивация.
Увлеченность, интерес в игровой деятельности также стимулирует ребенка к разнообразным движениям. При обучении ребенка с ТМНР игре как деятельности, прежде всего, ставится задача формирования предметно-игровой деятельности.
С помощью организации пространства вокруг ребенка можно стимулировать у него спонтанную двигательную активность. Любое движение, как бы случайно оно не возникло, является для детей с ТМНР живым опытом, результат которого не проходит бесследно. Правильная выстроенная работа по стимуляции двигательной деятельности повышает и улучшает жизнедеятельность всего организма, как единое целое. Должны быть предметы, за которыми ребенок хотел бы потянуться, достать, но при этом чувствовал себя в безопасности. Детям с ТМНР необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.
Экспертной группой проводится углубленное психолого-педагогическое обследование с целью оценки актуального развития ребёнка с помощью разработанных проб, результаты заносятся в диагностическую карту. Результаты диагностики являются обоснованием включения образовательных задач в данном случае по адаптивной физкультуре и коррекционному курсу двигательное развитие в СИПР.
Так же, на основе результатов углубленного обследования, с учетом медицинских заключений и рекомендаций, консилиум совместно с родителями/законными представителями разрабатывает ежедневный режим двигательной активности. Режим может включать: утреннюю гимнастику пробуждения, гимнастику пробуждения после дневного сна, периодичность позиционирования (если ребенок сам не может изменять положение тела, занятия по адаптивной физкультуре/коррекционный курс двигательного развития, подвижные игры, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, ЛФК, массаж, прогулку, физкультурные праздники. Режим двигательной активности, как и индивидуальное расписание, может являться приложением к специальной индивидуальной программе развития (СИПР). Это может быть и Режим физического сопровождения.
Практические апробированные методы и технологии изучаются педагогами, адаптируются и применяются в работе по развитию двигательной активности детей с тяжелыми множественными нарушениями развития. Занятия по двигательному развитию, адаптивной физкультуры мы проводим, используя авторские методики Николая Николаевича Ефименко. Около 30 лет занимается разработкой и внедрением собственной уникальной педагогической системы, которая принципиально отличается от всех существующих традиционных программ.
Н. Н. Ефименко выделяет 8 основных двигательных режимов : лежачий, ползательный, сидячий, стоячий, ходьбовый, лазотельный, беговой, прыжковый. Это эволюционный подход.
В своей 1 педагогической заповеди «Следуй логике природы» Н. Н. формулирует 8 правил, которые и стали методическим фундаментом нового подхода к физическому воспитанию детей.
Эта система физического воспитания и оздоровления детей была апробирована в практической работе, как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими детским церебральным параличом, на протяжении многих лет. Это разработка совершенно нового методического уровня, научно обоснованной системы физического оздоровления, коррекции.
Еще одна уникальная разработка автора, которую мы применяем – это «Театр физического воспитания».
Где доминирующим в физическом воспитании является тотально игровой метод.
Занятия организуем в форме «коррекционной физкультурной сказки», которая сюжет.
Тематика игровых направлений разнообразна, но должна быть понятна и знакома ребенку: «В мире животных», «Времена года», «Мир вокруг нас», «В мире сказок». Мы начали разрабатывать сценарии с комплексами упражнений. Например, БТИ на год ВРЕМЕНА ГОДА, которая состоит из СМИ (занятий, где реализуется подобранные коррекционные упражнения.
Дети с ТМНР нуждаются в особых технологиях физического развития. При организации и проведении занятий АФК, коррекционного курса по двигательному развитию руководствуемся следующими принципами:
-доминирование игрового метода;
-основные двигательные режимы реализовывать в обусловленной природой последовательности; любую форму двигательной активности детей разумно начинать из горизонтальных положений как наиболее естественных и постепенно усложнять к более вертикальным;
-обязательное сопровождение движений речью;
-применение метода предметно-манипулятивной деятельности, который предусматривает постоянное взаимодействие ребенка с различным мелким инвентарем, тренажерами и стационарными конструкциями;
-ориентироваться на групповые занятия (2-5 детей, а не на индивидуальные;
-обязательное участие второго специалиста при проведении группового занятия: тьютора, педагога-психолога или учителя-логопеда;
-применение элементов гендерного воспитания;
-метод «достижение желаемого через необходимое»;
-обеспечение возможности для проявления самостоятельности при выполнении упражнений;
- физические упражнения должны заряжать детей только положительными эмоциями.
Работа педагогов направлена не только на то, чтобы научить ребенка движениям, но и способствует разностороннему и гармоничному развитию, формированию коммуникативных способностей, эмоций, анализаторных систем, обеспечивает профилактическую поддержку здоровья и повышение потребности у детей в двигательной активности.