Беляева Надежда
Формирование у детей 5–6 лет навыков ЗОЖ средствами музыкального воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание здорового подрастающего поколения граждан России – первоочередная задача государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание.
По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников.
Публикация «Формирование у детей 5–6 лет навыков ЗОЖ средствами музыкального воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную пропаганду в средствах массовой информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям самому себе.
Поэтому педагоги, в том числе и музыкальные руководители должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние
человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Таким образом, музыка – это одно из средств физического развития детей.
В детском саду важно не только сохранить здоровье детей, но и научить их тому, как быть здоровыми, активно вовлекать дошкольников в здравотворческую деятельность, формировать осознанное отношение к ЗОЖ.
Это заключение и послужило стимулом для создания воспитательно-образовательного модуля по формированию у детей 5-6 лет основ здорового образа жизни средствами музыкального воспитания.
Цель: укрепление психического и физического здоровья, развитие музыкальных и творческих способностей, формирование потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
1. Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесбнрегающие технологии.
2. Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
3. Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к своей семье, сверстникам, самому себе.
4. Воспитывать уважительное отношение к культуре страны, народа, родного города; создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
5. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
6. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
7. С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Объем реализации: 27 академических часов (в это число входит совместная и самостоятельная деятельность детей).
В рамках реализации воспитательно-образовательного модуля по формированию у детей ЗОЖ, разработаны формы организации музыкально-оздоровительных мероприятий:
- ННОД, в ходе которой осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
Виды занятий – индивидуальные, по подгруппам и фронтальные. По содержанию – типовые, доминантные, тематические, комплексные и интегрированные.
- Совместная деятельность с детьми – это музыкально-дидактические игры, хороводы, здоровьесберегающие технологии, к которым относятся: валеологические песенки, упражнения на развитие дыхания, артикуляционная гимнастика, игроритмические упражнения, игровой массаж, пальчиковые игры, речевые игры, музыкотерапия [3].
- Самостоятельная деятельность детей включает в себя организацию предметно-развивающей среды, игры.
Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное музицирование детей в группе.
Поэтому составлен перспективный план работы с педагогами, который включает в себя мастер-классы, консультации, деловые игры.
Для полноценного развития музыкальных и физических способностей детей у нас в ДОУ созданы все необходимые условия. Музыкальный и физкультурный зал, спортивная площадка, музыкальные уголки в группах оснащены соответствующим оборудованием для проведения музыкально-оздоровительной работы и отвечают гигиеническим требованиям.
Надо отметить, что успех проводимой музыкально-оздоровительной работы зависит не только от работы педагогического коллектива ДОУ, но и от отношения к данной проблеме в семье. С целью просвещения родителей по этому вопросу проводятся консультации, открытые занятия, совместные музыкально-спортивные праздники и развлечения. Родители охотно принимают участие в подобных мероприятиях. Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их здоровье. В помощь родителям оформляются папки-передвижки, содержащие артикуляционные, пальчиковые, речевые игры и другой материал, который можно использовать дома.
Ожидаемые результаты этой работы являются:
1. Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка.
2. Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными болезнями).
3. Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей.
4. Повышение уровня речевого развития.
5. Стабильность физической и умственной работоспособности.
Организация в детском саду музыкально-оздоровительной работы с использованием современных методов здоровьесбережения, поможет обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
Литература:
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения», издательство «Учитель», 2013.-204с.
2. Галанов А. С. «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» : Речь, 2007.- 128с.
3. Гаврючина Л. В. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»: Сфера, 2008.- 98с.
4. Картушина М. Ю. «Зелёный огонёк здоровья» : Сфера, 2007.-123с.
5. Радынова О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников»: Просвещение, 1994.- 222с.
6. Тютюнникова Т. Е. «Речевые игры» : Дошкольное воспитание 1998.- 78.
7. Щетинин М. Н. «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»: Айрис-пресс, 2007.-209с.