Папки-передвижки

Формирование музыкальных интересов детей средствами фольклора

Людмила Немич
Формирование музыкальных интересов детей средствами фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование музыкальных интересов детей средствами фольклора

Цель исследования: выявить возможности музыкального фольклора в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Музыкальность- сложное понятие, характеризующееся разным сочетанием отдельных способностей. Известный специалист в области фортепианной педагогики Л. А. Баренбойм писал, что основные способности – это звуковысотный слух и ритм. Звуковысотный слух – широкое понятие, включающее мелодический, гармонический и полифонический слух. Мелодический слух – это способность воспринимать, запоминать и по слуху воспроизводить мелодию. У детей он проявляется очень рано. Гармонический слух развивается значительно позже. Помимо этого, существует абсолютный, а также относительный слух, который имеет особое значение и поддаётся развитию почти безгранично. В структуру музыкальности входит и внутренний слух.

Публикация «Формирование музыкальных интересов детей средствами фольклора» размещена в разделах

Главный признак музыкальности по Б. М. Теплову - способность эмоционально откликаться на музыку, воспринимать её как выражение определённого содержания. Следовательно, необходимо единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Теплов выделяет три основные музыкальные способности.

Первая – ладовое чувство как эмоциональное различение ладовых функций. Вторая – произвольное пользование слуховыми представлениями, отражающими движение мелодии. Это уже элемент музыкального слуха, который лежит в основе гармонического. Третья способность – ритмическое чувство, как способность активного переживания музыки, ощущения эмоциональной выразительности её ритма. Отсюда следует вывод об эмоциональной сущности музыкального искусства как способа познания жизни. Б. М. Теплов говорил, что музыкальность – это комплекс способностей, необходимый для любой музыкальной деятельности, разнообразие видов которой позволяет отдельным из них формироваться особенно успешно.

Есть ещё один аспект современной теории – рассматривание музыкальности как определённой структуры, в которой не просто выделяются определённые способности, а устанавливается их тесная взаимосвязь.

Музыкальность детей – это комплекс способностей, включающий интерес к музыке, её сопереживание и достаточно развитый слух. Уже в первые месяцы жизни плясовой напев и одновременная активизация телодвижений малыша вызывает у него оживление, выразительную мимику, а неторопливая колыбельная песня успокаивает его, что свидетельствует об эмоциональном отклике. Так же рано проявляется и музыкальный слух. Уже на третьем месяце жизни малыши правильно реагируют и различают крайние звуки интервала октавы, к семи месяцам многие способны различить тон и полутон.

Следует отметить особую роль музыкальных сенсорных способностей детей, так как на их основе формируются более сложные навыки. Слуховые представления высоты особенно успешно формируются, если их упражнять в условиях ладовой настройки. Вот почему выделяют две основные музыкальные способности – ладовый слух и чувство ритма.

Понятие музыкальности у детей подразумевает : способность целостного восприятия музыки (внимательное слушание и сопереживание художественного образа) и дифференцированного (различение средств музыкальной выразительности); исполнительские способности (чистота певческих интонаций, правильное звукообразование, пластичность, изящность движений, согласованность игры на детских музыкальных инструментах); способности творческого воображения при восприятии музыки, в песенных, музыкально-игровых, танцевальных импровизациях.

Музыкальный фольклор - явление синкретическое, в нем неразрывно связаны музыка, пение, движение и игра на доступных народных инструментах. Он имеет большую воспитательную ценность для духовного развития ребенка, его музыкальных, творческих способностей, общей и музыкальной культуры.

А. Н. Серов, музыкант и критик 19 века, считал, что приобщая детей к русским народным песням, происходит не только развитие личности ребенка, его музыкальных, творческих способностей, но и воспитание народной мудрости, складывающейся столетьями.

Детский музыкальный фольклор - неотъемлемая часть традиционной устной культуры, она включает, с одной стороны, произведения, обращение к детям, с другой - собственно детское творчество. Детский музыкальный фольклор всегда привлекал внимание не только фольклористов и этнографов, но и педагогов - ученых, стремящихся проникнуть в суть народной педагогики. Раздел этнологии и педагогики, изучающих традиционный народный опыт воспитания детей, называется этнопедагогика.

В детском фольклоре В. Я. Пропп выделяет колыбельные песни, потешки, прибаутки, детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни).

Детский музыкальный фольклор отражает различные виды музыкальной деятельности ребенка, в которых и развиваются его музыкальные способности : слушание – восприятие, пение, ритмика, игра на музыкальных инструментах.

Русская песня – это то, что вдохновляет на работу с детьми по ознакомлению с русским народным искусством. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делают русские народные песни незаменимыми в работе над протяжным пением, хорошей дикцией. Кроме того, русская народная песня обладает огромной художественно – воспитательной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает речь типично народными выражениями, эпитетами. Поэтическими оборотами (зимушка – зима, травушка – муравушка, рассыплются яблонькой, Ваня – простота, незнакомы детям и звучат непривычно (коромысел, сени, они проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, с большим удовольствием поют песни «А я по лугу», «Гармошка – говорушка», «Балалайка», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни хороши еще тем, что их можно инсценировать.

Песни детских фольклорных жанров складываются из простейших, небольших по объему ритмомелодических интонаций. Небольшой объем попевок соответствует не только более древним ладам народной музыки, но и традиционному объему музыкальной памяти. Родное слово, соединённое с музыкой, - вот самый прекрасный материал для педагогического и художественного воспитания. В народной песне мы находим яркие поэтические образы, легко запоминающиеся мелодии, элементы игры, движения, театрализации, то есть всё то, что увлекает и захватывает ребёнка. Много в песне и просто фантастического и сказочного, что насыщает и обогащает ребёнка. Даже нелепицы не заслоняют подлинные реальные взаимоотношения идей и вещей, а только выдвигают, оттеняют и подчёркивают их. В основе музыкального слуха лежит ощущение музыкальной высоты, возникающее в результате отражения отношений между звуками в процессе развития музыкальной ткани. Очень важно правильно выбрать музыкальный материал на первых порах воспитания музыкального слуха. На начальном этапе развития слуха особенно важно использовать эмоциональный момент и двигательные компоненты, опирающиеся на зрительное восприятие. В этом направлении вряд ли можно найти лучший материал, чем народная песня. Яркий эмоциональный настрой, чёткое мелодическое, часто нисходящее движение позволит успешно решить задачу полноценного развития музыкального слуха. Здесь можно использовать рисунки, движения руками, показывающее направление мелодии и ручные знаки-символы, заимствованные из системы относительной сольмизации. Но ещё более важно впитывание ребёнком самых характерных мелодических оборотов национальной музыкальной памяти. Дети с самых маленьких лет обогатят свою память такими оборотами, как трихордные в объёме кварты и квинты, мелодиями, созданными в малообъёмных ладах с диапазоном в терцию.

С развитием звуковысотного слуха необходимо серьёзное внимание уделить и ритмическому воспитанию детей через народную музыку. Чувство ритма в основе своей имеет моторную природу и восприятие ритма не бывает только слуховым; оно всегда является процессом слухо-двигательным. В образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки. В системе, разработанной в Венгрии Золтаном Кодаем, ритмическому воспитанию уделяется огромное внимание (обозначение ритмических единиц словесным их выражением). Начинать изучение ритмических отношений с простых народных мелодий оживлённого характера. Для того чтобы ребёнок действительно проникся чувством ритма, слушание музыки должно быть активным. Всё начинается с простых движений под музыку (ходьба, хлопки, отстукивание акцентов в музыке). Пение простых песен можно сопровождать «оркестровым» аккомпанементом, состоящим из звучания разных остинатных ритмических фигур. Как известно, большинство народных песен сопровождается движением, причём часто с элементами театрализации, тем самым приближая её к игре. В русской песне музыка и движение слиты в одно целое. Из этого следует, что лучшее ритмическое воспитание даёт народная музыка. Ритмично ходить в такт хороводной песне, «баюкать куклу» под колыбельную очень важны для «впитывания телом» ритма.

В процессе музыкальных игр достигаются многие очень важные результаты, т. к. во время игры с детей снимается скованность, они чувствуют себя свободно. Непринуждённая обстановка «раскрепощает» все заложенные в ребёнке способности. Трудно переоценить значение народной песни в воспитании вокальных навыков. Возьмём, к примеру, вопросы звукообразования и дикции. Разве можно найти более благодатный материал для выработки чёткой дикции, чем такие прибаутки, как «Андрей-воробей», «Дин-дон», «Сорока». Исполнение этих песенок будет способствовать укреплению и освобождению артикуляционного аппарата. Очень полезны песни с распевами. Как известно, все вокальные качества голоса связаны только с гласными. Именно на них воспитывается точность интонации, ровность и красота звучания, сила и тембр голоса. Очень большие возможности открывает работа над народной песней в воспитании навыка певческого дыхания. Ясное деление на короткие фразы, которое присуще многим народным песням, позволяет педагогу подобрать соответствующий материал. Красоты же пения следует добиваться, отталкиваясь от выразительного произношения текста, идущего от образного содержания песни. На народной песне следует развивать и интерес к творческому процессу, к импровизации. Детям очень нравится сочинять новые слова к знакомой песенке, придумывать новую мелодию к известным словам. Карл Орф писал: «Кем бы не стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом, врачом, учёным или рабочим, задача педагога воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление».

Детские фольклорные песенки – это не столько произведения для исполнения и слушания, сколько игровые модели, на основе которых может развернуться увлекательная игра. Проигрывание детьми прибауток, потешек, песенок полезно как для развития их воображения и эмоциональной отзывчивости, формирования навыков невербальной коммуникации, так и для координационно – двигательного развития в целом.

• Колыбельные песни - в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока.

• Потешки – песенки, сопровождающие несложные игры и забавы с малышом «По кочкам», «Ладушки», «Сорока». Напевы очень просты, имеют чёткий ритмический рисунок.

• Прибаутки - песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябее; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет, движение - основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток, колокольным звоном: “Тили - бом, Тили - бом”.

Прибаутки – основное назначение развеселить, рассмешить, занять внимание. «Тили – бом», «Жил у бабушки козёл», «Гори, гори жарко, приедет Захарка» - повествовательного характера, на простую, много раз повторяющуюся попевку. Напев незатейлив, мотив быстро запоминается.

• Пестушки - это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках. Проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят.

• Подговорки - это малый фольклорный жанр, в котором в игровой стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевальных движений, его название.

Применение поговорок способствует усвоению танцевальных, игровых движений, комплексному развитию личности, созданию комфортной обстановки для эмоционально-психологической разгрузки на музыкальных занятиях.

• Частушки – это короткая, из двух или четырех строчек, песенка. Обычно на одну мелодию поется несколько частушек, следующих одна за другой. Недаром слово «частушка» произошло от слова часто. Частушки бывают шутливые, веселые, озорные. Их исполнение, как правило, сопровождается ритмичным притопыванием, перестуками каблуков, звонкими выкриками. Но бывают и лирические, задушевные частушки. Их называют страданиями. В старые времена молодежь часто собиралась на посиделки, зимой – в чьей -либо избе, а летом – на околице, завалинке.

• Загадки – известно, как привлекают детей загадки. Обычно знакомство с ними начинается с фольклорных загадок, они не только развивают ребенка, но и приобщают его к живой выразительной народной речи.

А знакомство с пословицами и поговорками и пропевание их на определенной высоте не только развивают музыкальные способности, приближает к идеалу нравственности, к тому, какой должен быть человек: честным, физически сильным, трудолюбивым.

В свою очередь музыкальный фольклор, затрагивая эмоционально-чувствительную сферу, делает занятия более яркими, образными, интересными. Вся фольклорная информация, которую получают от взрослых дети, важна для воспитания в детях музыкальных и творческих навыков. Закладывается фундамент будущих музыкальных способностей. Долговременная память ребёнка включает весь предшествующий звуковой опыт. Он кодируется в мозгу, поэтому так ценна фольклорная информация. Стилистика народной музыкальной речи, попевочные формулы, ритмика утверждается в памяти и уже сохраняется на всю жизнь. Не всё, связанное с освоением интонаций, речи, музыки, получаемых в детстве, можно наверстать потом. Дети учатся, играя. В каждой игре звучат свои музыкальные припевы из простейших интонаций, которые были освоены в грудном возрасте.

Публикации по теме:

Формирование начальных ключевых компетентностей детей дошкольного возраста средствами элементов народного фольклора Формирование начальных ключевых компетенций детей дошкольного возраста, средствами элементов народного фольклора. Компетенция.

Занятие в средней группе «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении игре на музыкальных инструментах» «Развитие музыкальных способностей и интересов при обучении детей игре на музыкальных инструментах» музыкальный руководитель Воронина Светлана.

Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Калачи из печи» Конспект занятия по развитию речи детей второй младшей группы средствами фольклора «Калачи из печи» Тема занятия: «Калачи из печи» Цель:.

Консультация для воспитателей «Формирование у детей интересов к подвижным играм» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №22 «ЖУРАВУШКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ.

Опыт работы «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения в игровую деятельность» Опыт работы старшего воспитателя МБДОУ д/с №4 Беловой А. А. «Формирование познавательных интересов детей раннего возраста посредством вовлечения.

Развитие детей раннего возраста средствами фольклора Развитие детей раннего возраста средствами фольклора Исполнитель: Рыбьякова Ирина Викторовна воспитатель МКОУ – Петропавловская СОШ д. с.

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать? Общаясь со своими детьми, родители редко используют.

Решение детских конфликтов средствами народного фольклора ДЕТСКИЕ МИРИЛКИ Детские конфликты происходят очень часто. Дети не умеют выходить из конфликтных ситуаций, они применяют силу, крик и плач,.

Родительское собрание «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста»Родительское собрание «Формирование познавательных интересов детей дошкольного возраста» 19 февраля 2019 года в средней группе №6 «Солнышко» прошло родительское собрание на тему: «Формирование познавательных интересов детей дошкольного.

Формирование у подрастающего поколения нравственности и привитие интересов к духовному наследиюФормирование у подрастающего поколения нравственности и привитие интересов к духовному наследию Статья «Формирование у подрастающего поколения нравственности и привитие интересов к духовному наследию через взаимодействие с семьей» Нравственное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование музыкальных интересов детей средствами фольклора
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 10:56
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование музыкальных интересов детей средствами фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Немич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД