Ирина Алёшина
Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: "Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми".
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. А. Сухомлинский
Современная жизнь диктует человеку особые условия: необходимо быть уверенным в себе, конкурентоспособным, иметь нестандартный подход к делу, быть креативным. Поэтому в системе образования все больше внимания уделяется развитию творческих способностей детей. Арт-терапия развивает способность мыслить творчески, что делает ребенка более жизнерадостным, стойким к стрессовым ситуациям. Арт-терапия приобретает все большую популярность среди психологов, как наиболее экологичный, безболезненный метод воздействия на психику ребенка.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога с детьми» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Психологическое здоровье – это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.
Психологическое здоровье - индикатор физического здоровья.
Поэтому в течение всего учебного года в свою работу включаю здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Моя деятельность связана с преодолением повышенной тревожности, эмоциональной нестабильности, развитием навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формированием подходов к взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам охраны психического здоровья детей.
Поэтому учитывая основную цель психологического сопровождения: обеспечение психолого - педагогических условий для успешного обучения и развития каждого воспитанника на средней ступени образования.
Передо мной, как психологом, встала задача психологической поддержки детей, направленная на сохранение психологического здоровья воспитанников. Такая поддержка включает в себя следующие виды работы :
- выявить факторы, которые вызывают стрессовые ситуации и невротические состояния у детей;
- создание благоприятного психологического климата в группе ДОУ;
- применение здоровьесберегающих технологий в работе.
Специалистами не разработаны прямые методики, которые позволили бы изучить психическое здоровье. Такие психологи как О. В. Хухлаева, О. Е. Хухлаев, И. М. Первушина, в качестве показателя психического здоровья предлагают использовать степень адаптированности ребенка к социуму и уровень тревожности.
Развивающая и психокоррекционная работа с воспитанниками направлена на создание условий для целостного развития детей, их психологического здоровья, поведения, психического самочувствия. Для воспитанников проводятся групповые занятия, предполагающие активное участие ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности, развитие его саморегуляции. Естественная склонность ребёнка к игровой деятельности, художественному творчеству, богатство детской фантазии побуждают меня активно использовать в коррекционно-развивающей деятельности интерактивные, ролевые игры и креативные методы, в частности, технологии арт-терапиии.
Традиционны в практике работы школы тренинговые занятия. Комплекс подобных занятий позволяет формировать у детей положительное самоотношение и принятие других людей, обучить рефлексии своего эмоционального состояния, развивать у детй потребность в саморазвитии.
В своей деятельности применяю следующие здоровьесберегающие технологии :
1. Игротерапия, коммуникативные игры;
самомассаж и точечный массаж;
Игротерапия - метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п.
Коммуникативные игры- игры, которые направлены на формирование и развитие у детей дошкольного возраста навыков общения.
Самомассаж – это одна из разновидностей массажа, в которой человек, производя давление на определенные участки собственного тела, повышает свой жизненный тонус.
2. Точечный массаж (су-джок терапия)- оказывает тонизирующее действие на ЦНС, в результате чего улучшается ее регулирующая роль в работе всех систем органов. Преобладание наглядно-образного мышления у дошкольников вызывает необходимость ко многим массажным комплексам подбирать стихотворные тексты или соответствующие образы.
3. Технология воздействия цветом (цветотерапия) - это психологический метод коррекции. Воздействие цвета на людей неоднозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать в работе с дошкольниками. Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в учебно-образовательном процессе.
4. Психогимнастика – это курс специальных занятий (этюдов, упражнений и игр, направленных на развития и коррекцию различных сторон психики ребенка (как её познавательной, так и эмоционально – личностной сферы).
5. Технология музыкального воздействия (музыкотерапия) - техника, применяемая в работе, использующая музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, проблемах в общении, страхах. Процесс музыкального самовыражения напрямую связан с укреплением психического здоровья ребёнка и может рассматриваться как значимый психопрофилактический фактор. Использование данных технологий позволяет помочь ребёнку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения, помочь интеллектуальному развитию.
В процессе групповой работы используются приемы, содержание которых отвечает коррекционным и развивающим задачам программы:
• Ритуалы приветствия и прощания;
• Дыхательные гимнастики;
• Упражнения на развитие психофизической регуляции;
• Упражнения на развитие двигательной координации;
• Динамо - статические упражнения на развитие выразительности мимики и жестикуляции;
• Упражнения и этюды на развитие умений соотносить и отображать эмоциональные состояния;
• Методики и техники по повышению самооценки и уровня социальной компетентности детей в их взаимоотношениях с окружающим миром;
• Методики и техники по развитию умений находить позитивный выход из проблемных ситуаций;
• Релаксация.
Участие в занятиях помогает детям эмоционально разрядиться, сбросить зажимы, отыграть глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.
Таким образом, создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих гуманное отношение к детям и индивидуальный подход с учетом их личностных особенностей, психологический комфорт, интересную и содержательную жизнь в ДОУ, которая способствовала бы формированию навыков эффективного общения со сверстниками и в дальнейшем - успешному развитию, становится одной из главных задач в моей деятельности.