Мария Тарасова
Эвритмия как инновационная технология музыкального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«Эвритмия как инновационная технология музыкального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ.
В настоящее время всё более активно применяется такой инновационный подход, как – арт-терапия (Рудольф Штейнер). Среди разных направлений арт-терапии можно выделить: игровую терапию, в том числе и сказкотерапию, кинезитерапию, эвритмию.
Для меня, как для музыкального руководителя, наиболее интересной по направленности и содержанию является эвритмия.
Публикация «Эвритмия как инновационная технология музыкального развития детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Эвритмия – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.
В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение». Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста.
Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи и музыки. Поясним это на примере слов «да» и «нет». Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую преграду перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия. Это невидимое душевное действие можно сделать зримым благодаря жесту рук – в «А» мы чувствуем себя слитно с миром и распахиваем руки, как лучи, идущие от сердца; в «Э» мы выстраиваем преграду перед собой, скрещивая руки между собой.
Эвритмия – это звук, выраженный в движении. Тело исполнителя становится как бы звучащим инструментом: оно поет, или говорит, пытаясь передать речь.
Перед эвритмией как перед инновационной технологией стоит много задач, и некоторые из них особенно актуальны для ребят с ЗПР.
Эвритмия используется мной, как нетрадиционный подход вразвитии культуры движения дошкольников с ЗПР и поэтому перед ней, стоит много задач, и некоторые из них особенно актуальны для ребят с ЗПР.
Чем же привлекла меня эвритмия?
Многие ребята, с которыми я работаю, зажаты, скованны, не эмоциональны, психологически замкнуты, живут в своем особенном мире. Эвритмические занятия помогают вызвать интерес у них:
- особенностью своей формы – это всегда увлекательная история или сказка,которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников.
- необычным построением,
- интересным наполнением,
- они дают детям больше самостоятельности и самореализации;
- способствуют созданию доверительной атмосферы и успокоения.
Эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении, на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, особенно это важно для детей, которые имеют задержку речевого развития.
Важнымдостоинством эвритмии является то, что помимо развития двигательных качеств, она позволяет улучшить психическое состояние ребёнка, сняв тревожность, эмоциональное и мышечное напряжение, совершенствуя внимание и воображение.
Что переживают дети в эвритмическом движении?
Свободу движения, удовлетворение от совместного действия, воодушевление и радость творчества.
Готовых методик проведения эвритмических занятий нет, поэтому педагог должен проявить собственное педагогические творчество.
Так же нет специальных требований в исполнениипесен, стихов и движений.
Дети двигаются и повторяют текст игры в силу своих желаний,возможностей и возрастных особенностей. Каждый ребенок может нести в своем исполнениироли содержание, гораздо более богатое, чем ему показ взрослого. Вот почему в музыкально-ритмической игре основная нагрузка ложится на ведущего, на выразительность его исполнения.
Ребенок, подражая движению взрослого, активно работаетнад созданием внутреннего образа и творчески выражает его в собственном движении. С помощьювоображения ребенок строит новый образ, проникает в него. Для любого предмета, явления и персонажа есть свои жесты ислова, которые дети вместе проигрывают, проговаривают, пропевают. Это помогаетстеснительным, замкнутым детям почувствовать себя включенными в общую игру, а активных нетерпеливых детей тормозить, помогает им двигаться вместе со всеми.
Эвритмическое занятие включает следующие этапы:
1. Подготовка пространства.
Для проведения эвритмического занятия необходимо просторное,
светлое хорошо проветренное помещение.
2. Создание доверительной атмосферы и успокоение.
Доверительная атмосфера создаётся в общем кругу. Дети стоят в кругу и приветствуют друг друга пением и жестами. Используются пальчиковые и жестовые игры, валеологические песенки-приветствия.
3. Музыкально-ритмический круг.
включает дидактические блоки, которые могут располагаться в произвольном порядке:
- ритмические игры;
- блок развития крупной моторики (упражнения для развития координации и равновесия, упражнении для изучения географии тела);
- блок развития мелкой моторики (пальчиковые игры, тактильные упражнения);
- пространственная ориентация;
- социальные игры (взаимодействие с партнёром, игровой массаж, сказки-озвучки, игры драматизация, коммуникативные игры);
- импровизационные двигательные композиции с музыкальным сопровождением (этюды, танцевальная импровизация, подражание, передача конкретного образа).
- народные игры;
- игропластика - специальные упражнения для развития гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях;
- игротанцы - направленны на развитие и совершенствование танцевальных движений.
В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, в этюдах - детям предлагаются задания, в которых они должны проявить свое собственное личное отношение к окружающим, используя различные комбинации средств эмоциональной выразительности.
4. Завершение занятия.
Эвритмическое занятие завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять или полежать с закрытыми глазами.
Технологию эвритмия можно использовать не только на музыкальных занятиях, она будет полезна учителям-логопедам, педагогам – психологам в ходе коррекционно - образовательной деятельности, воспитателям в режимных моментах, а так же родителям.
Практический опыт, приобретенный мной в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР, позволяет мне сделать вывод, что занятия с эвритмическими упражнениями на музыкальных занятиях в игровой форме, обладают огромными ресурсами в повышении эффективности системы художественно-эстетического воспитания.