Приложение МААМ

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста

Ковальчук Надежда Николаевна
Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»

«…ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко

Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности».

Публикация «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Значит, игра — это естественный путь обучения маленьких детей;

игра является основной формой работы и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому в центре моей работы с дошкольниками действенно «Золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались» (Л. Выготский).

Игра является составной частью педагогических технологий; в современном образовании игры выделены в отдельную игровую технологию.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом. (Г. К. Селевко)

Если игра имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС)

Игровые обучающие ситуации – форма совместного образовательного процесса в дошкольном учреждении.

ИОС являются нововведением в образовательном процессе, поэтому в педагогической и методической литературе находим очень мало теоретического и практического материала: конспектов ИОС, картотек игровых обучающих ситуаций по познавательному развитию для дошкольников. На протяжении учебного года, учитывая интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет (младший возраст, мы составляли и использовали конспекты игровых образовательных ситуаций по реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».

Как показывает практика, игровые образовательные ситуации позволяют вовлечь детей в активную познавательную деятельность:

- обеспечить деятельностный подход (ребенок становится субъектом детской деятельности);

- создать особую атмосферу доверия и сотрудничества между воспитателем и детьми и между сверстниками, а это, в свою очередь, способствует формированию личностных качеств дошкольников (инициативность, любознательность, самостоятельность, активность, стремление получать новые знания) и развитию психологических процессов (мышление, память, воображение, внимание, представление, восприятие, ощущение).

Основные характеристики игровых обучающих ситуаций:

- короткий и несложный сюжет;

- оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой:

- специально организованное игровое пространство;

- наличие дидактической цели и воспитательной задачи;

- обязательное проведение и руководство игрой взрослым.

Игровые образовательные ситуации могут быть классифицированы по разным признакам:

- по направлениям развития (образовательным областям);

- по использованию игровых персонажей и форме проведения (ИОС с игрушками-аналогами, ИОС персонажами, ИОС типа игр-путешествий;

- по видам деятельности (в зависимости от того, где они используются: в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности в режимных моментах или в самостоятельной деятельности дошкольников);

- по смысловому компоненту (ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации-проблемы; ситуации-оценки).

ИОС используем в течении всего дня: в режимных моментах, на занятии, в самостоятельной деятельности детей.

В ситуациях-иллюстрациях используем игровых-персонажей на длинных палочках, которые могут двигаться (Например, бабочка, пчела, стрекоза, птица машет крыльями, совершая полет). Такие игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у дошкольников можно формировать представления о существенных признаках объектов живой природы. Также в игровых ситуациях применяем мягкие и резиновые игрушки, картинки для сопоставления живого объекта с неживым аналогом.

Например, игровая обучающая ситуация «Покорми котёнка Мурку». Появляется котёнок Мурка (мягкая или резиновая игрушка, здоровается с детьми и говорит им, что очень проголодался. Дети вызываются покормить Мурку. Что ест котенок? Чем его можно покормить? Дети из своего маленького личного опыта, особенно у кого дома есть домашний любимец, предполагают и советуют, какую еду можно предложить голодному котенку. Детям предлагаются продукты-муляжи или картинки продуктов (молоко, рыба, консервы, хлеб, пирожное, корм из магазина для кошек и т. д, а дети выбирают еду для кошки.

Игровая образовательная ситуация «Поймай рыбку для Мурки». Кошка любит рыбку. Если дома нет, где можно взять рыбку? Можно купить в магазине или наловить. Где и как можно поймать рыбку? Дети размышляют, что можно сходить на рыбалку, с собой нужно взять удочку. Рыба живет в воде, надо идти на реку или озеро. Первый вариант: неподалеку находится озеро или река (голубая ткань, а в ней плавают бумажные рыбки. Дети по очереди на магнитную удочку ловят разноцветных рыбок (Закрепление цветовой гаммы). Можно усложнить задание: ловить рыбок, на тельце которых наклеены геометрические фигуры. Второй вариант: ловить окуня, карася, щуку на магнитную удочку в тазу с водой (Это могут быть распечатанные заламинированные картинки или пластмассовые муляжи). Эта рыба водится в водоемах нашего края. (Применяем региональный компонент в познавательном развитии детей).

В ситуациях-упражнениях используем куклы художественных произведений, которые хорошо знакомы детям: герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Литературный герой выполнять роль знающего или ничего не знающего наивного простака.

Например, ИОС «Замечательная репка». Воспитатель выставляет персонажей по сказке «Репка» (настольный театр, дети расставляют в правильной последовательности. Вот репка уродилась замечательная у сказочных персонажей! Воспитатель берет репу в руки (муляж, потом дает детям, чтобы они ее рассмотрели самостоятельно.

- Какая, ребята, репка по размеру и цвету выросла? (Большая и желтая, а листья зеленые).

- Репка, это фрукт или овощ? (Овощ)

- Где растет репа? (На огороде, на грядках)

- Сама головка репки прячется в землю, мы ее не видим, а зеленые листья растут прямо над землей, мы наблюдаем за ними.

- У репки есть длинный хвостик. У кого такой хвостик из животных? (У мышки).

- Давайте из репы кашу сварим!

Пальчиковая игра «Каша из репы»

Вот мы репу посадили (Сжать крепко пальчики в кулак левой руки.)

И водой ее полили (Имитируем правой рукой полив репы)

Вырастала репка хороша и крепка (Развести ладошки в стороны)

А теперь ее потянем (Имитация движения)

И из репы кашу сварим,

(По левой ладошке водим пальцем правой руки – варим кашу).

А потом ее съедим, всех друзей мы угостим (Берем ложку, едим понарошку)

И будем мы от репки здоровые и крепкие (Показать «силу».)

ИОС «Покорми персонажей сказки «Репка».

Ребятам предлагают выбрать еду (пироги, репка, молоко, рыбка, сыр, рыбная консерва, косточка, яблоко) бабушке, дедушке и внучке, а также животным – кошке, собачке и мышке. Потом дети кормят всех персонажей сказки «Репка».

Ситуации-проблемы для нас нравятся больше всего, потому что заставляют детей думать и активно действовать.

Примеры ситуаций-проблем:

1. Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Насте. Что произойдет?

2. Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.

3. Почему ёж колючий?

4. Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?

5. Как папа узнал, что ночью был дождь?

В играх-путешествиях знакомим дошкольников с новыми местами, животными, растениями; дети получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

ИОС «Как проходит день у пчел» (игра-импровизация-путешествие).

В гости прилетает пчелка (Игрушка на палочке, которая может махать крылышками) и приглашает ребят в путешествие на летнюю полянку собирать нектар (вкусный сладкий сок) на цветах. Воспитатель с помощью волшебной палочки превращает детей в пчел, и они летят в улей (картонный домик): пчелка Вика, пчелка Назар и т. д. Войти в образ насекомых детям помогают шапочки-пчел, которые одевают на голову. В домике есть часы «Части суток» (Круг разделен на 4 части: черный –ночь; голубой – утро; желтый – день; серый – вечер). Беседа с детьми:

- Что делают пчелки ночью? (Спят).

- Чем занимаются пчелки утром? (Просыпаются и росой умываются.)

- Какую важную работу пчелки выполняют днем? (Летают, садятся на цветы, собирают нектар вкусный сладкий сок).

- Как вечер проходит у пчел? (Возвращаются домой – в свой улей; несут домой собранный нектар – из него получается сладкий и вкусный мед).

Воспитатель читает стихотворение (использует часики, переводит стрелку по частям суток, дети имитируют движения и работу пчел. Важный атрибут: маленькие ведерки для сбора нектара у каждой пчелы. Много цветов на поляне, музыкальное сопровождение.

Здорово было бы покормить детей настоящим медом. Можно усложнить игровое задание: пчелки собирают нектар только с одуванчиков, или только с цветков клевера, или ромашек.

Ситуации-оценки. Их будем использовать в старшем дошкольном возрасте, когда дети будут давать оценку поступкам литературных героев.

Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.

Игровая обучающая ситуация (ИОС) в условиях реализации ФГОС ДО выступает как форма НОД с чередованием видов детской деятельности.

Игровые образовательные ситуации могут быть частью занятия, так и полностью.

Алгоритм составления ИОС:

1. Название (тема) игровой образовательной ситуации.

2. Цель и задачи.

3. Используемый дидактический материал и оборудование.

4. Введение в игровую ситуацию (с помощью игрового персонажа, звуков природы и т. д)

5. Содержание игровой ситуации (игры-путешествия, проблемные вопросы, беседы-игры и др.).

6. Рефлексия.

Игровые образовательные ситуации, «запускающие» самостоятельную деятельность. Чтобы мотивировать детей на самостоятельную познавательную деятельность, необходимо создавать развивающую среду в группе, которая вызовет интерес к игре. Например, можно в центре познания положить лупу, поставить таз с водой, живой песок, магнитики, открытки с фото цветов и др. Ребенок обязательно включится в самостоятельную познавательную деятельность: будет удивляться, какое волшебное стекло – увеличивает предметы; искать предметы, на которых прилипнет магнит, соединять магнитики между собой.

У нас в группе постоянно «живут» игровые персонажи – домашние животные, птицы и насекомые, которые вместе с ребятами путешествуют, играют, вместе открывают тайны окружающего мира, знакомятся с родным поселком. Зайчонок Степашка и кошка Мурка многому «научились» у ребят: как дружить с комнатными растениями; как посадить и вырастить лук; куда делся снежный колобок, который Степашка принес после прогулки и хотел поиграть с ним в группе; где живут листики; как разделить торт пополам).

Опытным путем выясняем, у кого длиннее шарфик, кто выше ростом, отчего качаются деревья, какой снег пригоден для создания снежных построек, куда на ночь прячутся насекомые.

Как показывает образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует конкретное содержание, которое специально вносится педагогом в ИОС.

Тесно взаимодействуем с родителями: провели мастер-класс «Использование игровых образовательных ситуаций разного типа в экологическом образовании детей 3-4 лет»; консультацию «Игровые образовательные ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»; делимся с родителями своим педагогическим опытом и предоставляем фотоотчет о проведение ИОС в форме публикаций на международном образовательном интернет-портале маам. ру; сайте детского сада. Предлагаем родителям самим придумывать игровые образовательные ситуации для детей. В результате этой работы у нас появился свой сборник «Игровые образовательные ситуации для младших дошкольников». Мы постоянно его дополняем новыми идеями родителей.

Результат:

1. Разработана картотека игровых образовательных ситуаций для детей младшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».

2. Игровые образовательные ситуации способствовали освоению субъектной позиции ребенка в деятельности, развитию личностных качеств и, в конечном итоге, успешной подготовке ребенка к переходу на следующую ступень образования.

3. Совместно с родителями создали специальный дидактический материал, необходимый для конструирования игровых образовательных ситуаций.

4. Родители ознакомились с технологией конструирования игровых образовательных ситуаций.

5. Планируем продолжать работу по этой теме в средней группе, так как тема актуальна, соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Кружковая работа как форма развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Основные цели программы «Умелые ручки» в системе дополнительного образования детей: • организация досуговой деятельности детей • воспитание.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Использование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возрастаИспользование игровой технологии «Судоку» как средства познавательного развития детей дошкольного возраста Использование игровой технологии: «Судоку», как средство познавательного развития детей дошкольного возраста Зачем ребенку логика? Дело.

Конспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возрастаКонспект познавательного занятия «Этикет в детском саду» для детей младшего дошкольного возраста Цель: обогащение и расширение знаний детей о правилах поведения, об этикете в детском саду. Задачи: • познакомить с понятием «этикет»; •.

Мастер-класс с педагогами «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс с педагогами «Дидактическая игра как форма развития детей дошкольного возраста» Мастер-класс с педагогами «Дидактическая игра, как форма развития детей дошкольного возраста». Дидактические игры занимают большое место.

Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста с задержкой познавательного развития (ЗПР) Известно, что основа для развития познавательного интереса закладывается у детей в дошкольном возрасте, в процессе специально организованной.

Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»Выступление на РМО «Посткроссинг как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, дорогие коллеги! Под конец года всегда забот невпроворот, а для тех, кто участвует в проекте "Посткроссинг" еще и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 1 июня 2023 в 21:57
+163Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ковальчук Надежда Николаевна (УИ 559146) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 58.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД