Ковальчук Надежда Николаевна
Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста»
«…ребёнок должен играть, даже когда делает серьёзное дело. Вся его жизнь – это игра» А. С. Макаренко
Согласно требованиям ФГОС дошкольного образования реализация Программы должна осуществляться «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности».
Публикация «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция июнь 2023
Значит, игра — это естественный путь обучения маленьких детей;
игра является основной формой работы и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Поэтому в центре моей работы с дошкольниками действенно «Золотое правило» дошкольной педагогики: «Мы должны так обучать детей, чтобы они об этом даже не догадывались» (Л. Выготский).
Игра является составной частью педагогических технологий; в современном образовании игры выделены в отдельную игровую технологию.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая игра» обладает существенным признаком - четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом. (Г. К. Селевко)
Если игра имеет определенную дидактическую цель, то такую форму игры называют игровой обучающей ситуацией (ИОС)
Игровые обучающие ситуации – форма совместного образовательного процесса в дошкольном учреждении.
ИОС являются нововведением в образовательном процессе, поэтому в педагогической и методической литературе находим очень мало теоретического и практического материала: конспектов ИОС, картотек игровых обучающих ситуаций по познавательному развитию для дошкольников. На протяжении учебного года, учитывая интересы, возрастные и индивидуальные особенности детей 3-4 лет (младший возраст, мы составляли и использовали конспекты игровых образовательных ситуаций по реализации задач образовательной области «Познавательное развитие».
Как показывает практика, игровые образовательные ситуации позволяют вовлечь детей в активную познавательную деятельность:
- обеспечить деятельностный подход (ребенок становится субъектом детской деятельности);
- создать особую атмосферу доверия и сотрудничества между воспитателем и детьми и между сверстниками, а это, в свою очередь, способствует формированию личностных качеств дошкольников (инициативность, любознательность, самостоятельность, активность, стремление получать новые знания) и развитию психологических процессов (мышление, память, воображение, внимание, представление, восприятие, ощущение).
Основные характеристики игровых обучающих ситуаций:
- короткий и несложный сюжет;
- оснащение необходимыми игрушками, атрибутикой:
- специально организованное игровое пространство;
- наличие дидактической цели и воспитательной задачи;
- обязательное проведение и руководство игрой взрослым.
Игровые образовательные ситуации могут быть классифицированы по разным признакам:
- по направлениям развития (образовательным областям);
- по использованию игровых персонажей и форме проведения (ИОС с игрушками-аналогами, ИОС персонажами, ИОС типа игр-путешествий;
- по видам деятельности (в зависимости от того, где они используются: в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности в режимных моментах или в самостоятельной деятельности дошкольников);
- по смысловому компоненту (ситуации-иллюстрации; ситуации-упражнения; ситуации-проблемы; ситуации-оценки).
ИОС используем в течении всего дня: в режимных моментах, на занятии, в самостоятельной деятельности детей.
В ситуациях-иллюстрациях используем игровых-персонажей на длинных палочках, которые могут двигаться (Например, бабочка, пчела, стрекоза, птица машет крыльями, совершая полет). Такие игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у дошкольников можно формировать представления о существенных признаках объектов живой природы. Также в игровых ситуациях применяем мягкие и резиновые игрушки, картинки для сопоставления живого объекта с неживым аналогом.
Например, игровая обучающая ситуация «Покорми котёнка Мурку». Появляется котёнок Мурка (мягкая или резиновая игрушка, здоровается с детьми и говорит им, что очень проголодался. Дети вызываются покормить Мурку. Что ест котенок? Чем его можно покормить? Дети из своего маленького личного опыта, особенно у кого дома есть домашний любимец, предполагают и советуют, какую еду можно предложить голодному котенку. Детям предлагаются продукты-муляжи или картинки продуктов (молоко, рыба, консервы, хлеб, пирожное, корм из магазина для кошек и т. д, а дети выбирают еду для кошки.
Игровая образовательная ситуация «Поймай рыбку для Мурки». Кошка любит рыбку. Если дома нет, где можно взять рыбку? Можно купить в магазине или наловить. Где и как можно поймать рыбку? Дети размышляют, что можно сходить на рыбалку, с собой нужно взять удочку. Рыба живет в воде, надо идти на реку или озеро. Первый вариант: неподалеку находится озеро или река (голубая ткань, а в ней плавают бумажные рыбки. Дети по очереди на магнитную удочку ловят разноцветных рыбок (Закрепление цветовой гаммы). Можно усложнить задание: ловить рыбок, на тельце которых наклеены геометрические фигуры. Второй вариант: ловить окуня, карася, щуку на магнитную удочку в тазу с водой (Это могут быть распечатанные заламинированные картинки или пластмассовые муляжи). Эта рыба водится в водоемах нашего края. (Применяем региональный компонент в познавательном развитии детей).
В ситуациях-упражнениях используем куклы художественных произведений, которые хорошо знакомы детям: герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов. Литературный герой выполнять роль знающего или ничего не знающего наивного простака.
Например, ИОС «Замечательная репка». Воспитатель выставляет персонажей по сказке «Репка» (настольный театр, дети расставляют в правильной последовательности. Вот репка уродилась замечательная у сказочных персонажей! Воспитатель берет репу в руки (муляж, потом дает детям, чтобы они ее рассмотрели самостоятельно.
- Какая, ребята, репка по размеру и цвету выросла? (Большая и желтая, а листья зеленые).
- Репка, это фрукт или овощ? (Овощ)
- Где растет репа? (На огороде, на грядках)
- Сама головка репки прячется в землю, мы ее не видим, а зеленые листья растут прямо над землей, мы наблюдаем за ними.
- У репки есть длинный хвостик. У кого такой хвостик из животных? (У мышки).
- Давайте из репы кашу сварим!
Пальчиковая игра «Каша из репы»
Вот мы репу посадили (Сжать крепко пальчики в кулак левой руки.)
И водой ее полили (Имитируем правой рукой полив репы)
Вырастала репка хороша и крепка (Развести ладошки в стороны)
А теперь ее потянем (Имитация движения)
И из репы кашу сварим,
(По левой ладошке водим пальцем правой руки – варим кашу).
А потом ее съедим, всех друзей мы угостим (Берем ложку, едим понарошку)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (Показать «силу».)
ИОС «Покорми персонажей сказки «Репка».
Ребятам предлагают выбрать еду (пироги, репка, молоко, рыбка, сыр, рыбная консерва, косточка, яблоко) бабушке, дедушке и внучке, а также животным – кошке, собачке и мышке. Потом дети кормят всех персонажей сказки «Репка».
Ситуации-проблемы для нас нравятся больше всего, потому что заставляют детей думать и активно действовать.
Примеры ситуаций-проблем:
1. Свойства бумаги. Завяжем бумажный бантик кукле Насте. Что произойдет?
2. Свойства песка. Сделать пирожки из сухого и мокрого.
3. Почему ёж колючий?
4. Свойства воды. На окне два стакана. Один стакан накрыт, другой нет. Почему исчезла вода?
5. Как папа узнал, что ночью был дождь?
В играх-путешествиях знакомим дошкольников с новыми местами, животными, растениями; дети получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.
ИОС «Как проходит день у пчел» (игра-импровизация-путешествие).
В гости прилетает пчелка (Игрушка на палочке, которая может махать крылышками) и приглашает ребят в путешествие на летнюю полянку собирать нектар (вкусный сладкий сок) на цветах. Воспитатель с помощью волшебной палочки превращает детей в пчел, и они летят в улей (картонный домик): пчелка Вика, пчелка Назар и т. д. Войти в образ насекомых детям помогают шапочки-пчел, которые одевают на голову. В домике есть часы «Части суток» (Круг разделен на 4 части: черный –ночь; голубой – утро; желтый – день; серый – вечер). Беседа с детьми:
- Что делают пчелки ночью? (Спят).
- Чем занимаются пчелки утром? (Просыпаются и росой умываются.)
- Какую важную работу пчелки выполняют днем? (Летают, садятся на цветы, собирают нектар вкусный сладкий сок).
- Как вечер проходит у пчел? (Возвращаются домой – в свой улей; несут домой собранный нектар – из него получается сладкий и вкусный мед).
Воспитатель читает стихотворение (использует часики, переводит стрелку по частям суток, дети имитируют движения и работу пчел. Важный атрибут: маленькие ведерки для сбора нектара у каждой пчелы. Много цветов на поляне, музыкальное сопровождение.
Здорово было бы покормить детей настоящим медом. Можно усложнить игровое задание: пчелки собирают нектар только с одуванчиков, или только с цветков клевера, или ромашек.
Ситуации-оценки. Их будем использовать в старшем дошкольном возрасте, когда дети будут давать оценку поступкам литературных героев.
Все ИОС требуют от воспитателя подготовки: обдумывания сюжета, игровых действий с игрушками, атрибутикой, приемов создания и поддержания воображаемой ситуации, эмоционального вхождения в роль. Знания в этом случае становятся не самоцелью, а условием личностного развития дошкольника.
Игровая обучающая ситуация (ИОС) в условиях реализации ФГОС ДО выступает как форма НОД с чередованием видов детской деятельности.
Игровые образовательные ситуации могут быть частью занятия, так и полностью.
Алгоритм составления ИОС:
1. Название (тема) игровой образовательной ситуации.
2. Цель и задачи.
3. Используемый дидактический материал и оборудование.
4. Введение в игровую ситуацию (с помощью игрового персонажа, звуков природы и т. д)
5. Содержание игровой ситуации (игры-путешествия, проблемные вопросы, беседы-игры и др.).
6. Рефлексия.
Игровые образовательные ситуации, «запускающие» самостоятельную деятельность. Чтобы мотивировать детей на самостоятельную познавательную деятельность, необходимо создавать развивающую среду в группе, которая вызовет интерес к игре. Например, можно в центре познания положить лупу, поставить таз с водой, живой песок, магнитики, открытки с фото цветов и др. Ребенок обязательно включится в самостоятельную познавательную деятельность: будет удивляться, какое волшебное стекло – увеличивает предметы; искать предметы, на которых прилипнет магнит, соединять магнитики между собой.
У нас в группе постоянно «живут» игровые персонажи – домашние животные, птицы и насекомые, которые вместе с ребятами путешествуют, играют, вместе открывают тайны окружающего мира, знакомятся с родным поселком. Зайчонок Степашка и кошка Мурка многому «научились» у ребят: как дружить с комнатными растениями; как посадить и вырастить лук; куда делся снежный колобок, который Степашка принес после прогулки и хотел поиграть с ним в группе; где живут листики; как разделить торт пополам).
Опытным путем выясняем, у кого длиннее шарфик, кто выше ростом, отчего качаются деревья, какой снег пригоден для создания снежных построек, куда на ночь прячутся насекомые.
Как показывает образовательная практика, все положительные качества и знания у детей формирует конкретное содержание, которое специально вносится педагогом в ИОС.
Тесно взаимодействуем с родителями: провели мастер-класс «Использование игровых образовательных ситуаций разного типа в экологическом образовании детей 3-4 лет»; консультацию «Игровые образовательные ситуации, как одна из эффективных форм работы с дошкольниками»; делимся с родителями своим педагогическим опытом и предоставляем фотоотчет о проведение ИОС в форме публикаций на международном образовательном интернет-портале маам. ру; сайте детского сада. Предлагаем родителям самим придумывать игровые образовательные ситуации для детей. В результате этой работы у нас появился свой сборник «Игровые образовательные ситуации для младших дошкольников». Мы постоянно его дополняем новыми идеями родителей.
Результат:
1. Разработана картотека игровых образовательных ситуаций для детей младшего дошкольного возраста по образовательной области «Познавательное развитие».
2. Игровые образовательные ситуации способствовали освоению субъектной позиции ребенка в деятельности, развитию личностных качеств и, в конечном итоге, успешной подготовке ребенка к переходу на следующую ступень образования.
3. Совместно с родителями создали специальный дидактический материал, необходимый для конструирования игровых образовательных ситуаций.
4. Родители ознакомились с технологией конструирования игровых образовательных ситуаций.
5. Планируем продолжать работу по этой теме в средней группе, так как тема актуальна, соответствует современным тенденциям развития дошкольного образования.