Екатерина Владимировна Бритова
Статья «Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста»
Мастерство воспитателя ярче всего проявляется в организации самостоятельной деятельности детей. Как направить каждого ребенка на полезное и интересное для него занимательное дело, не подавляя его активности и инициативы?
Что же такое самостоятельность? Самостоятельность - независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность - способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Публикация «Статья „Организация самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Самостоятельная деятельность - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремится достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Функция воспитателя - создать разнообразную игровую среду, обеспечивающую ребенку познавательную активность, соответствующую его интересам и имеющую развивающий характер. Среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности. Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
Качества, характеризующие наличие самостоятельности у ребенка :
1. Умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость своего участия в тех или иных обстоятельствах.
2. Умение выполнять привычные дела без обращения к взрослым и без контроля со стороны взрослого.
3. Умение осознано действовать в ситуации заданных требованиях и условиях (которые создает воспитатель) в плане в блоке самостоятельная деятельность должно быть спланированы требования, условия, система заданий.
4. Умение действовать в новых условиях (поставить цель, учесть условия, осуществить элементарное планирование и получить результат.
5. Умение осуществлять элементарный самоконтроль и самооценку своей деятельности.
6. Умение переносить известные способы действий в новые условия.
Существует алгоритм построения самостоятельной деятельности детей :
Шаг 1 Определение и сообщение ребенку цели работы (индивидуально или в подгруппе)
Шаг 2 Ознакомление ребенка с последовательностью выполнения задания.
Шаг 3 Выбор ребенком с помощью взрослого способов действий ведущих к выполнению заданий.
Шаг 4 Планирование детьми своей самостоятельной деятельности по выполнению задания.
Шаг 5 Выполнение самостоятельной работы ребенком.
Шаг 6 Самоконтроль, самооценка.
Шаг 7 Оценка взрослых (направлена на эмоциональное подкрепление т. е. всегда положительная)
Система заданий для организации самостоятельной деятельности
3-5 лет
1 этап Ознакомление и понимание
Задачи: Назовите, перечислите, расскажите, оцените, определите, сравните, выберите, найдите, приведите примеры, повторите, установите.
5-6 лет ст. гр.
2 этап: Уровень применения и уровень анализа (использование знакомых правил, теории, идей и перенос их в новые ситуации).
Задачи: Разъясните, сделайте заключение, вывод, приведите примеры, покажите взаимосвязь, рассчитайте, проанализируйте, объясните причины, докажите, используйте на практике, проверьте, опровергните, классифицируйте.
6-7 лет
3 этап: Уровень синтеза и оценки, создание различных идей, выдвижение гипотез, разработка нового продукта, оценивание материалов на основе стандартов.
Задачи: Покажите взаимосвязь, создайте, разработайте, аргументируйте, планируйте, придумайте другой вариант, сконструируйте, проверьте, сопоставьте мнения, посоветуйте, убедите меня, определите и объясните есть ли другая причина, что произойдет если, сформулируйте правила, взвесьте возможности, выскажите замечания.
Для развития самостоятельной деятельности детей перед педагогами стоят задачи:
2младшая, средняя группы (3-5 лет)
1. Развивать познавательные мотивы ребенка, его самостоятельность.
2. Различать предметы по форме, величине, пространственному расположению. Способствовать обогащению опыта свободных действий (располагать предметы по разному, переставлять предметы различными способами).
3. Практиковать в умении оперировать сенсорными эталонами для обозначения форм предметов (треугольник – это косынка в уголке ряженья, круг – это мяч, квадрат – это стакан)
4. Обогащать сенсорный опыт путем включения в обследование предметов различных органов чувств.
5. Развивать способность измерять предметы элементарным измерительным оборудованием которое стимулирует у детей действия направленные на сравнение предметов.
6. Создавать условия для самостоятельного изучения предметов. Знакомит с рациональными приемами такого изучения.
7. Развивать навык ориентировки во времени (сутки, смена суток, текучесть)
Старшая, подготовительная группы (5-7 лет)
1. Содействовать овладению систематизированными знаниями как способом самообразования.
2. Расширять и обогащать каналы приобретения личного опыта поисковой деятельности.
3. Создавать условия для осуществления овладения общей стратегии для самостоятельной познавательной деятельности (как развернуть свои действия, правила обследования предметов, как включить предмет или явление в определенную систему).
4. Содействовать овладению умению детей правильно формулировать гипотезы (что будет, если, что было бы если).
5. Расширять и обогащать каналы личного опыта поисковой деятельности, создавать условия для экспериментирования, моделирования с целью познания себя и окружающего мира.
6. Содействовать овладению способами наглядного моделирования (задания, схемы, строение предмета).
7. Упражнять в усвоении шкалы цветности в промежуточных цветовых оттенков.
8. Создавать условия для саморазвития ребенка как неповторимой индивидуальности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абузярова Л. Предметно - развивающая среда ДОУ. //Ребёнок в детском саду. 2004.-№6.-с. 30-32.
2. Воспитываем дошкольников самостоятельными : Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцена, СПб: Детство-ПРЕСС 2000-192с.
3. Воскресенская В. Создаём развивающую среду сами. //Д. /в. 2004.№1.-с. 77-79.
4. Самостоятельность у детей : фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б. Робинсона, И. Скина» Развитие ребёнка и его отношений с окружающими». //Д. в. -1995.№11._с. 28-29.