Ольга Николенко
Мастер-класс для родителей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»
▼ Скачать + Заказать документы
«Экологические знания, вызывающую эмоциональную реакцию у детей, войдут в их самостоятельную игру, станут ее содержанием, лучше, чем знания, воздействие которых затрагивают лишь интеллектуальную сферу»
С. Н. Николаева
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностей и ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в раннем детстве сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы.
Публикация «Мастер-класс для родителей „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством дидактической игры“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Мастер-классы для родителей
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Родительские собрания в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» февраль 2015
Работая над проблемой экологического воспитания дошкольников посредством дидактической игры строю образовательный процесс таким образом, чтобы дети имели возможность изучить основные компоненты природной среды и взаимосвязи между ними, получить представление об универсальной ценности природы, пообщаться с природой и, конечно, повысить уровень культурно-экологического воспитания. При этом учитываю возрастные особенности детей, а также использую сочетание разнообразных форм и методов образовательной работы в системе педагог-ребёнок-семья.
Уважаемые родители, сегодня я хочу представить вам фрагмент игры-викторины «Калейдоскоп природы». Приглашаю шесть человек для участия в игре викторине.
Представление жюри.
Уважаемые родители, прошу каждой команде выбрать себе капитана.
1. Загадка.
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся?
(Зайка)
А это письмо от зайки - любознайки.
2. Кому нужны деревья?
Примерный план подбора маленьких карточек к большим и рассказ ведущего о значении и деревьев в жизни животных и человека.
3. Конкурс капитанов. Аудиозапись. Голоса птиц.
Уважаемые родители вы, наверное, уже поняли, что речь пойдет о птицах. Игра «Поломанные слова».
Название зимующих птиц вы узнаете, после того как исправите «поломанные слова».
Карточки со словами
4. Малоподвижная игра с мячом «Воздух, земля, вода».
5. Счастье – это быть с природой видеть ее, говорить с ней. Чьи эти слова (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой). ВЕРНО!
Итак, в игре черный ящик. Кто сказа в произведении Л. Н. Толстого «Тебе от того скучно, что ты зол, тебе злость сердце жжет, а мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем».
Уважаемое жюри, прошу подвести итоги, чья же команда у нас победила!
Уважаемые родители, я предлагаю воплотить в жизнь то, что вы увидели и услышали сейчас здесь. Представьте себе, что вы в кругу семьи. Поиграйте в игру, направленную на тему экологического воспитания.
Игра «Теремок» (авторская игра)
(от 4 до 6)
Цель игры : развивать коммуникативные способности, связную речь.
Игровой материал: стульчики, «теремок» из картона, картинки с признаками осени (хмурое небо, моросящий дождь, дерево с разноцветными листьями, белка в серой шубке)
Правила игры : дети выбирают по одной картинке, которые разложены на столе, рисунком вниз. Один ребёнок выполняет роль ведущего «теремка» (осень)– он сидит на стульчике в «теремочке». Каждый ребенок подходит к «теремочку» стучится и говорит ключевые слова: «Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?», и попадёт в «теремок» в том случае, если скажет, чем признак похож на ведущего, или отличается от него. (В ходе игры ведущий может менять установку: «Пущу в теремок, если скажешь, чем похож на меня», или «если скажешь, чем отличаешься от меня»)
Ход игры:
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – небо. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похоже на меня.
-Осенью часто я покрыто неприветливыми, серыми, тёмными тяжёлыми тучами – всё реже я чистое, голубое и безоблачное, солнце на мне появляется очень мало и стоит над горизонтом низко, ночью на мне отчётливо видны звёзды, воздух становится холодным….
-Заходи, будем вместе жить.
-Тук тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я – дождь. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью я поливаю землю часто, бываю затяжным, моросящим холодным, колким, неприятным, от меня прячутся под зонтами, я образую лужи, становится грязно и слякотно, люди одевают сапоги.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
-Я - дерево. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Осенью у меня начинают листья желтеть и краснеть, листва постепенно опадает, листья летят, в хороводе кружатся, когда я останусь голым, я готов к зиме, у меня начинается период покоя.
- Заходи будем вместе жить.
-Тук-тук. Кто, кто в теремочке живёт?
-Я - осень. А ты кто?
- Я –белка. Пусти меня к себе жить.
-Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.
-Я – белка. Осенью запасаю орешки и грибы сушу, меняю свой летний коричневый наряд на зимний голубовато – серый, тёплый и густой.
Заходи будем вместе жить.
И т. п.
Заключение.
Экологическое воспитание через игру является самым результативным и естественным. Дидактическая игра – путь детей к познанию мира. Использование игровых обучающих ситуаций, помогает выработать у детей основы экологических навыков, закрепить элементарные научные представления о природе и взаимосвязях в ней, воспитывать эмоциональное и нравственное отношение ко всему живому. Детей не нужно учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на занятиях. Если для детей в повседневной деятельности в детском саду и дома создавать условия для игры, детского экспериментирования, труда, для наиболее полного раскрытия возрастных способностей и возможностей каждого ребёнка, то у них будут активно приобретаться навыки экологической культуры.
Рефлексия
Большое счастье, когда человек любит свой труд и увлечён тем, что делает. Оцените деятельность мастер-класса с помощью именного значка. (Участники помещают именной значок (фишку) на выбранный ими лепесток).
На лепестках: трудно; не интересно; легко и интересно; почувствовал радость; интересно, но трудно; здорово; полезно и поучительно.
Результаты рефлексии
6 человек – «легко и интересно»;
3 человека – «здорово»;
5 человек – «почувствовал радость»;
3 человека – «почувствовал радость».
Список литературы
1. Л. И. Грехова, «В союзе с природой»
Учебно – методическое пособие. Эколого – природоведческие игры и развлечения с детьми.
2. Н. В. Коломина, «Воспитание основ экологической культуры в детском саду.
3. Т. М. Бондаренко, «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
4. Л. Г. Горькова, «Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников»