НАТАЛЬЯ СОРОКИНА
Формирование начал экологической культуры дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое образование детей должно стать приоритетным направлением в работе дошкольного образования. Отношение к окружающему миру интенсивно закладывается именно в дошкольном детстве. Цель экологического образования - формирование начал экологической культуры, становление осознанно-правового отношения к природе, к людям, охраняющим ее и к себе, как части природы; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды. Таким образом, экологическое образование включает два аспекта: передача детям экологических знаний и их трансформация в отношения с окружающим миром.
Публикация «Формирование начал экологической культуры дошкольников» размещена в разделах
Наша задача – вырастить человека – созидателя. Поэтому в своей работе ставили задачу воспитывать в детях такое отношение к миру, в основе которого лежат забота, доброта, гуманность и сострадание. Мы опирались на опыт известного педагога В. А. Сухомлинского. Его небольшие произведения, которые читались детям, заставляют задуматься над определенными поступками. Беседы на морально-этические темы ставили вопросы, побуждающие к самостоятельным раздумьям, моральным оценкам, соответствующим выводам.
Рассматривая книги, иллюстрации художников, наблюдая жизнь природы, мы старались пробудить эмоциональную отзывчивость детей. В беседах вопросы ставили так, чтобы вызвать противоречивые чувства к хорошим и плохим поступкам и разобраться в том, почему один поступок хорош, а другой плох.
Одной из важных задач в работе с детьми было формирование отношения к другим существам с позиции помощника, защитника, что может заложить основу бережного отношения ко всем проявлениям жизни. Задача сложная, но выполнимая, если в союзники взять родителей. Ведь как часто мы становимся свидетелями брезгливости по отношению к непривлекательным насекомым, лягушкам со стороны взрослых. Известно, что 80% черт характера закладывается в семье. Очень показательна такая ситуация. В группе была девочка, которая, по мнению родителей, «обожала» насекомых. Она их ловила, сажала в коробочку и приносила в детский сад. Однажды приходит мама и с радостью сообщает, что дочке купили сачок для ловли бабочек… Вот почему свою работу мы начали с экологического просвещения взрослых. Разработали цикл лекций с видеофильмами. Основной упор делали на индивидуальные консультации с родителями, в педагогических ширмах размещали практические советы, статьи, например одна из них «Воспитать благоговение перед природой», предлагали логические задачи экологического содержания для решения дома с детьми, например: «После сильного дождя на асфальт выползло много дождевых червей. Почему? Что ты будешь делать?» Проводили экологические акции, круглый стол «Воспитание доброты к природе» и др. В уголках для родителей размещали специальные статьи, разъясняющие азы экологической теории, правила поведения в природе.
Обязательными темами в нашей работе с детьми были такие как: «Существуют ли «вредные животные?», «Есть ли вредные растения?», «Как относиться к бактериям, в том числе и болезнетворным?»
Работу по экологии начали с младшей группы. К концу средней группы можно было отметить значительные изменения у детей по отношению к насекомым, рыбкам, цветам. Если в младшей группе дети, не задумываясь, могли затоптать муравья или червяка, ловили бабочек и божьих коровок, срывали и тут же бросали цветы, то к концу средней группы эти насекомые вызывали познавательный интерес, цветы – эстетический. Ребята могли долго разглядывать ходы муравьев, наблюдать движения дождевого червя. И все чаще мы слышали: «Не трогай, они ведь живые!», «На цветы надо смотреть глазками!»
Экологическое воспитание тесно связано с эстетическим восприятием природы. Воспитание красотой немыслимы без чувства восхищения природой. В своем стремлении воспитать детей как хранителей природы, очень важно в детстве научить замечать ее красоту и испытывать перед ней восторг.