Ольга Журавлева
Воспитание патриотических чувств и любви к Родине через музыкальную деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Приморского района Санкт-Петербурга
Воспитание патриотических чувств и любви к Родине
через музыкальную деятельность дошкольников
Составила: Журавлева Ольга Евгеньевна
Музыкальный руководитель ГБДОУ№50
Приморского района Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
2019г.
Публикация «Воспитание патриотических чувств и любви к Родине через музыкальную деятельность дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Работа музыкального руководителя
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».
Академик Д. С. Лихачев.
На данном этапе развития нашего государства, важная роль отводится вопитанию патриотизма у подрастающего поколения.
Петриот своей страны – это человек любящий, уважающий и делающий такие поступки, которые способствуют миру в этой стране, ее процветанию и развитию.
А это чувство мы призваны воспитывать у наших подопечных вместе с родителями, формировать качества характера, которые позволят детям вырасти настоящими гражданими нашего Отечества.
В связи с этим значительно возрасла роль детских образовательных учереждений, где происходит духовно – нравстенное становление детей.
Духовный творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он (патриотизм) прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чуство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
Какие же приоритеты выбрать, чтобы задеть сердце маленького человечка, чтобы помочь детям с самого раннего возраста дать понять, что они – часть великого русского народа?
Возрождение русских народных традиций – это решение многих прблем. Я, может быть в силу того, что мои взгляды формировались в советское время, не готова полностью раствориться только в фольклорном материале. Всемирное наследие классической музыки, современные детские песни не должны пройти мимо наших детей. Свою целостность с мировой культурой дети тоже должны почувствовать. Но надо помнить, что каждый народ, если он хочет, чтобы его уважали, с ним считались в мире. Должен беречь, любить свою национальную культуру. Ведь это наше богатство. Это то, что делает нас неповторимыми.
Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лечь в основу формирования его личности.
В народе говорится: нет дерева без корней, нет дома без фундамента.
Народная культура неотделимо связана с нашей провославной историей. Именно это, мне кажется, и было причиной, по которой в советское время она беспощадно уничтожалась. С возрождением Российского государства изменилось и отношение к русской православной церкви и как следствие этого, к народной культуре. У нас пояаилась возможность открыть для себя сокровища, накопленные нашими прадедеми. Теперь мы не будем «Иванами, не помнящими родства». Ну а для тех, кто только вошел в этот мир, и, как губка, готов впитывать в себя жизнь, русский фольклор пусть станет любимыми, естественным, важным, необходимым.
Фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщить его к народной поэзии, познакомить с выразительностью икрасотой родного языка. Пестушки, потешки, с которымиребенок встречается в младенчестве, формирует у малыша внутреннюю готовность к восприятию народной культуры.
С детьми младшего дошкольного возраста совершенно необходимо использовать все виды фольклора (сказки, песенки, хороводы, народные игры, пословицы, поговорки и т. д.) Так как в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, трудолюбии, верности.
Ребенок, как губка, впитывает поэзию родного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты. Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша.
В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово,музыкальный ритм, напевность. Потешки, пестушки звуат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.
На материале детского фольклора у малышей формируется готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры.
Маленьким детям доступны, прежде всего, из всех видов народной культуры, колыбельные песни – которые успокаивают ребенка, объединяют его с матерью, защищают его неокрепшую душу.
Не могу не сказать о народных играх.
Игра для ребенка – это комфортное проживание детства. Без игры нет детства вообще. Играя, ребенок переживает радость, проявляет свои чувства, желания, самостоятельность, творческие способности, фантазию.
Поэтому использование игры в развитии музыкальных способностей детей обязательно, значимость игры нельзя переоценить. Многие народные игры стали самыми любимыми играми у современных дошкольников, например: «Дударь», «У Маланьи у старушки», «Гори,гори ясно», «Ручеек», «Зеваха», «Плетень», «Тетера шла», «дед Мороз» и т. д.
Игра в эти игры, дети знакомятся с обычиями русского народа, учатся дружить, уступать друг другу, сопереживать, дружить.
Народные игры, разученные с детьми на праздниках и вечерах досуга, впоследствии помогаают ребятам организовать игры во время прогулки, в свободное время. Это необходимо для социализации ребенка.
Чтобы не исчезла связь времен и поколений, не исчезла душа русского народа, так же, как встарь, должны наши быть участниками традиционных на Руси праздников. «Зимние святки», «Масленица», «Покров», «Сретенье», «Пасха» - это всплеска положительных эмоций у ребенка.
На празднике ребенок учится самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Народный праздник создает возможность ребенку соприкоснуться с историческим прошлым русского народа, его духовностью. Все это способствует пополнению душевных сил ребенка, дает ощутить себя активным творцом.
Родная страна
Чем старше становится ребенок, тем больше он осознает себя частью коллектива детей. В это время дошкольник должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.
Более старших детей надо знакомить с историей нашей Родины, ее героическими событиями. С героями этих событий.
Великая Отечественная война, покорение космоса, стройки века, государственные праздники, все это доступно детям. Эмоционально воспринимать эти события помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята радуются или печалятся, ощущая свою причастность к героическому прошлому нашей России. Искусство помогает воспринимать то. Чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а так же по-новому представлять то, что хорошо знакомо.
Совершенно необходимо воспитывать в детях бережное отношение к народной памяти, любовь к защитниками Отечества.
Старшие дошкольники с удовольствием исполняют песни посвященные подвигу народа в Великой Отечественной войне. Такие песни объединяют детей и старшее поколение, дети с уважением и любовью относятся к своим родным. Все это помогает более эмоционально воспринять сложные для детей понятия: долг, героизм, память, подвиг.
Всем хорошо известно, Родина начинается с родного дома, улицы, поселка, города.
Малая родина – Санкт – Петербург
Мы живем в самом прекрасном городе Санкт – Петербурге. Поэтому я не могу говорить о патриотическом воспитпнии без воспитания любви к своему родному городу. Разучивая песни о городе, дети узнают о достопримечатальностях Санкт – Петерурга. Дети эмоционально с радостью исполняют песни и читают стихи, тем самым в неназидательной форме получают знания об истории города, учатся любить и беречь свой родной город.
Благодаря этой планомерной работе, ребенок постепенно понимает, что – он частица большого коллектива – детского сада, своего города, а затем и всей нашей страны.
На эмоциональной основе у детей начинают формироваться понятия, что они являются частью народа огромной и богатой старны, гражданами России, россиянами.