Божко Наталья Алексеевна
Влияние подвижных игр на физическое развитие детей с ТНР
Статья «Влияние подвижных игр на
физическое развитие детей с ТНР»
подготовила: Божко Н. А
На сегодняшний день наиболее остро стоит проблема обучения и воспитания детей с ОВЗ. В дошкольных учреждения создаются различные условия для развития детей с ОВЗ, так например, существуют общеразвивающие группы и группы компенсирующей направленности. Совместное пребывание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей без нарушений положительно влияют их взаимодействия. Огромную роль в процессе воспитания и развития детей играет дошкольное учреждение.
Публикация «Влияние подвижных игр на физическое развитие детей с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Подвижные игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Одним из видов ОВЗ является нарушение речи. Оно оказывает отрицательное влияние не только на психическое развития, но и на физическое. Проблемы речевого развития могут служить причиной нарушения поведения ребенка. На занятиях по физической культуре инструктор может столкнуться со следующими проявлениями ребенка с ТНР:
• Истощение Нервной системы;
• Утомляемость;
• Рассеянность внимания;
• Перевозбужденность;
• Капризность и. т. д.
ТНР накладывает отпечаток и на двигательную сферу ребенка. Моторика ребенка не достаточно скоординирована; неловкость движений в беге и ходьбе. На психологическом уровне дети закомплексованы, не уверены в себе. Одним из способов коррекции детей с ТНР является двигательная активность. Еще в первой половине XX века Лев Семенович Выгодский указывал на взаимосвязь двигательной активности и развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Одним из видов двигательной активности детей дошкольного возраста является подвижная игра. Она имеет ряд своих плюсов: способствует раскрепощению детей; повышает активность; формирует игровые навыки; развивает воображение. Специфика подвижной игры заключается в смене ситуаций и содержания. Существует несколько видов подвижной игры, такие как, сюжетная игра, игра – инсценировка, игра с предметами и. т. д. Эти игры способствуют усвоению ребенком элементарных движений (прыжков, бега, ловкости и. т. п, что является первой стадией на пути к освоению сложными комбинациями. Основными результатами подвижной игры являются : развитие чувства ритма; овладение новыми навыками; улучшение психологического состояния ребенка. Различные движения, используемые в данном виде игры, способствуют разностороннему развитию организма. Таким образом, можно сказать, что игры с детьми с ТНР должны носить коррекционно – развивающую направленность и эмоциональны окрас.
Подвижные игры оказывают влияние не только на физическое развитие, но и выступают средством формирования речи дошкольников. Однако, этого можно добиться лишь в сочетании с дидактическими задачами. То есть, при выборе игры необходимо брать во внимание и лексическую тему, которую изучают дети в ходе коррекционных занятий. Такие игры важно проводить со словесным сопровождением. Это обусловлено тем, что в процессе игры ребенок не зациклен на произношении каких – либо фраз. Увлеченный активной деятельностью он не замечает, как привыкает к связной речи, правильно ставит ударения, регулирует темп и громкость своего голоса, т. е осваивает интонацию. Примером такой игры может служить «Мышеловка». Для детей с ТНР положительно влияет проговаривание речевых компонентов одновременно с движениями, т. к способствует овладением навыка ритма, ведет к более четкой и громкой речи. Кроме того, большинство игр сопровождаются элементами, направленными на внимание и на координацию. Например, игра «Змейка». Выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы влияет на совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д. При подборе игр инструктору необходимо обращать внимание и на соответствие движений, речевых заданий возрастной группе детей.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для успешной коррекции речевых нарушений недостаточно усилий одного логопеда, здесь необходимо сочетание элементов речевой подготовки с развитием двигательных способностей детей.