Марина Анохина
Игра в жизни детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
▼ Скачать + Заказать документы
Анохина М. А.
ИГРА В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)
Статья в журнале «Научная мысль»
Подготовить детей к самостоятельной жизни – важная и очевидная задача. Это касается, в том числе с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС).
Аутизм – это расстройство развития, проявляющееся качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. Расстройства аутистического спектра проявляются в детском возрасте и в разной
Публикация «Игра в жизни детей с расстройством аутистического спектра (РАС)» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Цвет. Изучаем цвета, цветовосприятие
- Темочки
степени сохраняются на протяжении всей последующей жизни человека [1].
Жизненные компетенции – это те навыки, знания и умения, а также способы их применения, которые необходимы человеку для максимально возможного независимого и самостоятельного функционирования.
Для детей с РАС, как и для их нейротипичных сверстников, игры становятся дорогой к внешнему окружению — с его сложными правилами и огромным количеством явлений и событий. Игры помогают укрепить связи между малышом и родителями и способствуют развитию социальных навыков.
Начиная работать с детьми с расстройством аутистического спектра, мы должны понимать, что коррекционная работа с ними будет продолжительной. В самом начале, на первых этапах взаимодействия ребенок с РАС может совсем отказаться от контакта, и конечно не захочет вступать в даже в индивидуальную игру, не говоря о групповой.
Поэтому, рекомендуя игры для работы с аутичными детьми, мы подразумеваем, что проводить такие игры надо только исходя из реальных возможностей ребенка и крайней необходимости.
Составляя картотеку игр для коррекционных занятий с аутичным ребенком, необходимо помнить, что играть он с вами будет только в те игры, которые в наибольшей степени совпадут с его интересами. Поэтому, готовя занятие с ребенком с РАС, надо быть готовыми к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр, которые могут понравиться нашему ребенку.
Наиболее сложные игры для детей с расстройством аутистического спектра — это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками. Но эти игры необходимо использовать, но только после проведения индивидуальной подготовительной работы и, конечно, при желании самого ребенка.
Особенно часто у детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии навыков ролевых игр, их полное отсутствие или искажение. Чтобы помочь малышу преодолеть отставание, попробуйте играть с ним в такие игры :
Игра в динозавров, ревите друг на друга и ищите спрятанную в траве
еду;
Игра с куклами и кукольным домиком и представляйте, что куклы
встают, умываются, играют и ложатся спать;
Строительство из деталей для конструктора дома, составляйте из них улицы и водите между ними автомобиль;
Игра в железную дорогу, загружайте поезд товарами, садите на него людей и перевозите со станции на станцию;
Создание больницы для мягких игрушек и лечите зверей: делайте им уколы, капайте в глаза, носы и уши капли, перевязывайте лапы, поите их лекарством;
Использование игрушечной еды, чтобы «приготовить» и «подать на стол» различные блюда;
Игра в школу, кто-то будет учителем, а другие участники игры – учениками.
Если у ребенка есть какие-то особые интересы, необходимо учитывайте их в ролевой игре.
Желательно перенести в игру то, что ребенок любит в реальной жизни, например:
Прогулки на площадке;
Детей, катающихся поочередно на горке; Качели и карусель;
Голубей и кошек; Сервировку стола;
Купание в бассейне или ванне.
В помощь можно использовать наборы сюжетных конструкторов (Лего и аналоги, самодельные игрушки из картона и пластиковые фигурки людей и животных.
В ролевых играх по факту хорошо разыгранной роли также можно награждать участников занятий наклейками, леденцами и другими особыми угощениями.
У детей с РАС часто нарушена нормальная работа сенсорной сферы. Многие привычные для обычных людей раздражители (прикосновения, освещенность, вкусы, запахи, звуки) они могут воспринимать либо как слишком сильные, либо как очень слабые (тогда они начинают усиленно искать способы догрузить простаивающие каналы восприятия).
Детям с РАС важно предложить подходящую им сенсорную диету – набор ощущений, который, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой – понемногу и исподволь помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям.
Можно использовать такие занятия:
Ванна с фасолью или рисом. Как уже говорилось ранее, пусть дети погружают в нее руки, закапывают и выкапывают зверей и другие игрушки;
Рисование по крему для бритья. Необходимо нанести на столешницу немного крема для бритья и путь дети размажут его по всей крышке стола;
Создание «водяной стены» : расположите рядом друг с другом банки и колбы разной формы и пусть ребенок заполняет их водой из графина или пластиковой бутылки;
Ансамбль барабанов. Барабаны расставляются по столу. Пусть ребенок стучит в них с разным темпом и скоростью;
Ребенку предлагаются различные виды еды (но не забывайте о диете
– если вы ей следуете) — с разной текстурой, хрустом, и вкусом; Используйте вращающийся стул, чтобы кружить ребенка; Купите небольшой трамплин;
Подвесьте под потолок качели;
Шведская стенка. Прикрепите к стене шведскую стенку и поощряйте малыша подниматься по ней вверх и вниз, свешиваться на руках и ногах;
Кольца и перекладина. Подвесьте к потолку пару колец и перекладину. Учите ребенка свисать с них, подтягивать тело вверх, раскачиваться в висе руками, поджав ноги.
Необходимо посещать игровые площадки: ребенок должен освоить спуск и подъем на горки разной высоты (по лестнице, используя альтернативные маршруты карабканья, уметь преодолевать препятствия, кружиться на карусели, прыгать по пенькам и колесам.
Детский транспорт. Учите ребенка кататься на специальных тележках в форме машин и мотоциклов, на самокатах и особых велосипедах без педалей (велобегах).
Делать ходы и выполнять действия по очереди трудно каждому дошкольнику, но особенно тяжело это умение дается детям с РАС. Попробуйте такие идеи:
Когда ребенок играет с игрушкой, попросите его о своей очереди. Не дожидайтесь ответа, просто возьмите игрушку, немного с ней поиграйте и верните ее ребенку. Когда ребенок хорошо усвоит, что ему отдадут игрушку, он будет охотнее ею делиться;
Возьмите игрушку с огоньками и музыкой, и играйте с ней сами. Передайте ее ребенку и скажите: «Твоя очередь». Включите в занятие еще нескольких детей или взрослых – пусть игрушка идет по кругу.
Запускайте по очереди юлу, стучите в барабан, гремите кастаньетами, дуйте в дудку, выдувайте мыльные пузыри – используйте простые инструменты, длительность одного сеанса игры с которыми мала и которые можно быстро передать партнеру.
Литература:
1. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. - М. : Бахрах-М, 2015.
2. Манелис Н. Г., Аксенова Е. И., Богорад П. Л., Волгина Н. Н., Загуменная О. В., Калабухова А. А., Панцырь С. Н., Феррои Л. М. Формирование жизненных компетенций у обучающихся с расстройствами аутистического спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А. В. М. : ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 57 с.