Инна Шамаева
Использование нетрадиционных методов и техник для развития изобразительной деятельности младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Шамаевой Инны Ивановны – воспитателя МБДОУ «Детский сад № 323 «Сказка»
В системе воспитания детей дошкольного возраста больше место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.
Публикация «Использование нетрадиционных методов и техник для развития изобразительной деятельности младших дошкольников» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми в организованной и совместной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Т. С. Комарова указывает: «Рисование, лепка, аппликация как виды художественно-творческой деятельности не терпят шаблона, стереотипности, раз и навсегда установленных правил, а между тем на практике мы часто сталкиваемся именно с таким положением («Дерево рисуется снизу вверх, потому что оно так растет, а домик вот так» и т. п.)». Использование нетрадиционных технологий поможет нам разнообразить и варьировать изобразительную деятельность младших дошкольников, развить их творческие способности.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития детской изобразительной деятельности не случаен.
Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро снижают интерес ребенка к рисованию, поскольку в результате его усилий рисунок не соответствует ожиданию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. И как следствие, снижение уровня интереса к данному виду деятельности, который является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами.
Этапы работы
1. Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей, организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию изобразительной деятельности детей средствами нетрадиционных техник). (август - сентябрь)
2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями) (октябрь - апрель)
3. Итоговый (повторное обследование особенностей развития изобразительной техники и творчества детей). (май)
На подготовительном этапе проанализирована литература по проблеме, представленная раннее. Также было проанализирована изобразительная деятельность детей по методике Г. Г. Григорьевой.
Развитие изобразительной деятельности детей диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей в организованной и повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются правильность выполнения задания, степень самостоятельности и наличие проявлений творчества и соответствие возрасту. Исходя из результатов обследований, стало видно, что развитие изобразительной деятельности детей соответствует норме. Дети изображают предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, закрашивания, с дополнительной помощью передают несложный сюжет, украшают силуэты игрушек элементами росписей. У детей есть представления, полученные ими как в стихийном опыте, так и в процессе воспитания и обучения в детском саду. Однако эти представления отличаются неконкретностью. Дети затрудняются в самостоятельном выборе выразительно-изобразительных средств. В результате детские работы бедны по содержанию, графические навыки и умения несовершенны. Среди показателей уровня развития изобразительной деятельности по методике Г. Г. Григорьевой хуже восприятие предмета и изобразительные умения.
Также было проведено анкетирование родителей.
На основании вышеизложенного, мы ставим следующие цели и задачи работы.
Цель работы: развитие изобразительной деятельности детей, через изучение и освоение нетрадиционных техник рисования, формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Задачи:
1) Обогащать представления детей об окружающем мире.
2) Способствовать развитию замысла и технических умений у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники.
3) Расширять знания детей о нетрадиционных изобразительных материалах и техниках работы с ними.
4) Развивать технику работы с различными художественными материалами.
5) Воспитать бережное отношение к предметам и игрушкам.
Этапы:
1. Ознакомление детей с изобразительными техниками.
2. Закрепление использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек.
3. Обобщение умений, навыков в рисовании и перенос их в самостоятельную деятельность детей.
На первом этапе работы мы в игровой ситуации познакомили детей с нетрадиционными техниками. Обыгрывание кисточки, карандашей, тыкалок, штампов, пробок, печаток повышает интерес детей к материалу, изобразительным инструментам, желание пользоваться ими. Использование игровых приемов помогает привлечь внимание к изображаемым предметам, мотивировать и обосновывать задание, заинтересовать предстоящей работой, объяснить приемы изображения. Основные используемые методы первого этапа информационно - рецептивные: объяснение, показ, рассматривание, художественное слово, а также игровые приемы. Использование нетрадиционных техник вызвали интерес и желание рисовать. Например, Вика Г. после ознакомление с техникой оттиск картофелем, неоднократно повторяла и включала данную технику в рисовании в самостоятельной деятельности.
На втором этапе работы мы закрепляли использования нетрадиционных техник в рисовании и создания рисунков и игрушек. Основные методы данного этапа :
• Игры и игровые упражнения на закрепление приемов рисования в разных техниках;
• Дидактические игры: «Собери солнышко», «Посади грибы на полянке», «Накормим куклу», «Приглашение на чай» и др.
• Игры – путешествия. Вместе с Зайчонком Неумейкой мы отправляемся в лес, на полянку, в гости к Зайцу Степашке и тд.
• Игровые приемы при рисовании по технологии Г. Г. Григорьевой,
• Элементарные проблемные ситуации, исследовательская деятельность.
Рисование предметов, природы, животных – достаточно сложная деятельность для ребенка. В связи с этим в организованной деятельности важно активизировать внимание детей, побудить их к совместной деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
• просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
• музыкальное сопровождение и т. д.
Второй этап включал в себя серию занятий по области «Художественное творчество», которые были объединены единой тематикой. В организованной, мотивированной деятельности дети закрепляли знания, полученные на этапе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования, и учились новыми способами работы с изобразительными материалами, с которыми дети познакомились и пробовали с ними действовать в развивающей предметно-пространственной среде группы. Полученные умения побудили детей самостоятельно применять полученные навыки. Ане З. понравилось украшать свои рисунки оттисками из картошки, печатками. Поле П. нравится опускать в гуашь жесткую кисть и ударять ею по бумаге, получать пушистых зверьков: цыпленка, мышек, зайцев.
Улучшение технических навыков и переход умений детей в нетрадиционных изобразительных техниках в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса усвоенных детьми нетрадиционных техник в собственную изобразительную деятельность. На данном этапе мы использовали в основном сюжетно ролевые игры и игры – драматизации. Дети с удовольствием рисовали, лепили, а потом угощали сделанными «баранками», «печеньем», «конфетами» зайца, кукол, украшали полянку цветами, дарили их друг другу на день рождения. Сделанные вместе с детьми «лужи» в технике оттиск пробкой и печатками из картофеля, стали ориентирами при беге и прыжках в физкультурном зале. В ходе прогулок дети рисовали на асфальте или песке летом и осенью, на снегу зимой палочками, пробовали печатать на песке, снеге. Увлеченно дети рисовали все вместе плакат «Покормим птиц», используя техники рисования пальчиками, печатанье.
То есть результаты рисования и лепки с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей.
В повседневной жизни детей довольно часто у большинства появился перенос усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.
То есть результаты рисования с использованием нетрадиционных изобразительных техник стали привычным материалом в игровой деятельности детей. В повседневной жизни у большинства детей появился интерес переноса усвоенных изобразительных нетрадиционных техник и навыков в собственную творческую деятельность.
Повторная диагностика по методике Г. Г. Григорьевой показала, что количественные и качественные изменения произошли у каждого ребенка. Даже у детей высокого и среднего уровня увеличился положительный эмоциональный настрой, улучшилось техника. Дети стали использовать нестандартные материалы, научились сочетать несколько техник и приемов рисования.
Таким образом, результатами нашей работы стали:
• Обогатились представления детей об окружающем мире.
• Развился замысел и технические умения у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, используя нетрадиционные техники
• Дети познакомились с нетрадиционными техниками, научились рисовать в различных техниках.
• Дети используют свои изобразительные работы в среде группы, в своих играх.
• Дети стали более уверенными, раскрепощенными в общении со сверстниками и взрослыми
• Взаимодействие педагогов и семьи оказывает положительное влияние на формирование у детей устойчивого интереса к художественно - творческой деятельности
• Совместная деятельность родителя и ребенка в творческой деятельности сближает, объединяет и улучшает взаимопонимание межу ними.