Марианна Айваседо
Консультация «Технологии инклюзивного образования» из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
С. САМБУРГ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
Учитель начальных классов
I квал. категории
Айваседо Марианна Гордеевна
Технологии инклюзивного образования.
Публикация «Консультация „Технологии инклюзивного образования“ из опыта работы» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в организации инклюзивного образования (ИО). Рассмотрим технологии организации инклюзивного образования. К таким технологиям относятся :
• технология создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей (Д. Митчелл);
• технология включения всех участников образовательного процесса (Т. Бут, М. Эйнскоу);
• технология организации инклюзивного образования в общеобразовательных школах и детских садах (отечественный подход);
• технология поддержки и тьюторского сопровождения интегрированных детей (Н. Н. Зубарева, И. В. Карпенкова, Е. В. Кузьмина);
• технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии;
• технология социально-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ (по Е. А. Мартыновой).
Рассмотрев все технологии организации ИО, я выделила для дальнейшей работы технологию создания адаптивной образовательной среды, соответствующей потребностям всех детей. Автор данной технологии Дэвид Митчелл. Дэвид Митчелл, говоря о развитии инклюзивного образования, считает важным наличие комплекса условий, выполнение каждого условия является обязательным. В противном случае, идея инклюзии будет профанирована. Эти условия он выразил в виде формулы:
ИО = В + О + 5К + П + Рс + Рк
Расшифруем ее и дадим определение каждому знаку.
• В – видение. Это приверженность основным принципам ИО и готовность к его введению. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного коллектива для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
• О – Определение в школу. Включение детей в общий учебный процесс, а не сегрегация по способностям (в специальные школы, в специальные классы).
• 5К – это 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на ИО.
Адаптированный учебный план: имеется в виду не только и не столько адаптация учебного плана, сколько адаптация содержания образования и способов его подачи учащимся. Митчелл считает – это самой сложной задачей, с которой сталкиваются педагоги.
Адаптивная оценка: оценка – не должна быть инструментом для «сортировки» учеников. В случае использования оценки для «сортировки», учащиеся с особыми образовательными потребностями неизбежно окажутся худшими, получив «клеймо» неудачников и снижение мотивации. Такие дети, как правило, вытесняются из школы. В инклюзивной школе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи. Т. е. оценка должна давать информацию о том, каковы достижения у ребенка, какие трудности в обучении он испытывает и в чем их причины. Методики оценки должны учитывать конкретные виды инвалидности или проблемы ученика.
Адаптивное преподавание: ИО требует от педагога владения широким набором стратегий и методик обучения. Имеются в виду не только разнообразие методик, разработанных для массовой школы, но и специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.
Признание права на инклюзивное образование. ИО основано на том, что все педагоги, ученики и их родители признают право учащихся с особыми образовательными потребностями на обучение в общеобразовательных школах, и необходимые для этого дополнительные ресурсы.
• П – поддержка. ИО требует поддержки со стороны команды профессионалов (психологи, логопеды, специальные педагоги, инструкторы ЛФК, социальные работники, врачи, координатор специального образования, который консультирует обычных педагогов школы, а также помощники учителей. Важна поддержка и помощь со стороны родителей.
• Рс – Ресурсы: все ресурсы, в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями, как, правило, сосредоточены в системе специального образования (особенно, если она хорошо развита). Это – материальные средства, подготовленные кадры, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение. Необходимо перераспределить эти ресурсы, как это делается во многих странах, на основе принципа «ресурсы идут за учеником».
• Рк- руководство: для того, чтобы все перечисленные компоненты ИО работали, необходимо руководство на всех уровнях: правительственном, региональном, местном, а также на уровне директоров школ и учителей. Все участники процесса должны понимать и уметь объяснить идеологическую основу инклюзивного образования, а также своими действиями демонстрировать приверженность успешной реализации ИО. Руководители школ вместе с учителями несут ответственность за развитие инклюзивной культуры в своих школах.
Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья требует от педагогов прямого включения в коррекционный процесс. В вопросе коррекции обучающихся с ОВЗ большую роль играют вопросы отработки, закрепления и повторения универсальных учебных действий. Коррекционная работа достигается с использованием специальных приёмов обучения и организацией процесса обучения. Для повышения качества коррекционной работы необходимо выполнять следующие условия:
1) формирование УУД на всех этапах учебного процесса;
2) обучение детей (в процессе формирования представлений) выявлению характерных, существенных признаков предметов, развитие умений сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, делать выводы и т. д. ;
3) побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой деятельностью детей;
4) установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;
5) использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;
6) разделение деятельность на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;
7) использование упражнений, направленных на развитие восприятия, внимания, памяти.
Содержание коррекционной работы – это фактический материал, который должны усвоить дети, на базе которого они могут адекватно ориентироваться в окружающей действительности и успешно войти в общеобразовательный процесс.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, я применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.
Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ
1. Технология разноуровневого обучения.
2. Игровые технологии.
3. Технологии Арттерапии.
4. Личностно-ориентированные технологии.
5. Информационно-коммуникационные технологии.
6. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
7. Технологии компенсирующего обучения.
8. Здоровьесберегающие технологии.
В классно-урочной системе и во внеклассной работе я применяю технологию разноуровневого обучения. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.
Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Я считаю, что одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.
Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий, для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер. В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические. Так же при подборе игр для детей с ОВЗ следует учитывать следующие требования:
• Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
• Учет структуры дефекта;
• Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
• Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
• Соответствие коррекционной цели занятия;
• Учет принципа смены видов деятельности;
• Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
• Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.
К нетрадиционным методам в коррекционной работе с детьми с ОВЗ я применяю технологии арттерапии : фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, цветотерапия, рефлексотерапия и точечный массаж, куклотерапия, сказкотерапия, песочная терапия. Эффективность использования артпедагогических технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением интеллекта доказана многими педагогами, в частности, М. С. Вальдес-Одриосола, Л. Д. Лебедевой, Е. А. Медведевой и др. Данные. Эти технологии связаны с воздействием разных средств искусства на обучающихся, они позволяют с помощью стимулирования художественно-творческих проявлений осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.
Личностно – ориентированные технологии (Якиманская И. С., Амонашвили Ш. А.) в школе-интернате направлены на организацию учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет мне формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.
Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. В школе, в каждом классе начальной школы, имеется мобильный класс. Один час в неделю мои учащиеся занимаются, изучая предмет «Основы информатики». На своих уроках используя ноутбук, я стараюсь активно использовать полученные учащимися знания на данном факультативе и вовлекаю в подготовку мероприятий и уроков с использованием интернет ресурсов. Активно использую компьютерные приложения, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным. В учебно – воспитательном процессе я использую:
компьютерные игры как средство педагогической коммуникации для реализации индивидуализированного обучения;
использование мультимедиа презентаций на уроках и внеклассных мероприятиях;
тестовые технологии (презентации);
аудиовизуальные технологии;
компьютерные тренажеры.
Достоинствами компьютерных технологий являются : индивидуализация учебного процесса, активизация самостоятельной работы учащихся, развитие навыков самоконтроля, развитие познавательной деятельности, особенно процессов мышления.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Применение данной технологии имеет следующие преимущества:
исключается уравниловка и усреднение детей;
повышается уровень мотивации учения в сильных группах;
в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться;
создаются щадящие условия для слабых;
у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному;
отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания;
появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;
повышается уровень «Я-концепции» ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Индивидуальный подход осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях.
Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Это имеет важное значение при работе с детьми-сиротами, часто простое ласковое прикосновение успокаивает ребенка и активизирует его учебную деятельность.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.