Санфирова Ксения
Реализация инклюзивного образования: мечты и реальность
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация инклюзивного образования : мечты и реальность.
«Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Публикация «Реализация инклюзивного образования: мечты и реальность» размещена в разделах
На мой взгляд образование детей с особыми образовательными потребностями является одной из основных задач нашей страны. Это необходимое условие создания действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. В свою очередь мы должны предоставить возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
Инклюзивное (франц. inclusif- включающий в себя, от лат. include- заключаю, включаю) или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В настоящее время проблема инклюзии детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения активно обсуждается во всём мире педагогами, психологами, представителями медицины, юристами и в зависимости от того в какой стране реализуется данная система образования, она приобретает различные формы. В свою очередь хочется отметить хорошо всем известную московскую школу «Ковчег» (открытую в 1990 г., ведь именно в данной школе были предприняты первые шаги в реализации идей инклюзивного образования в отечественной практике. С 1992 года в России началась активная разработка и реализация проектов, учебных планов для ВУЗов, создание экспериментальных площадок в разных регионах страны, направленных на включение лиц с ОВЗ в общеобразовательную среду. Таким образом, несмотря на предпринимаемые в прошлом шаги в сторону данной проблематики, всё же в нашей стране имеется фрагментарный опыт в данном вопросе, в связи с чем в нашей стране отсутствует системный подход и единая модель инклюзивного образования (в том числе в рамках дошкольных образовательных организаций). На мой взгляд дошкольное инклюзивное образование заслуживает немалого внимания. Основные принципы, на которых основывается дошкольное образование инклюзивного характера во всём мире закреплены в Саламанкской декларации (от 1994 г.) и реализуется в двух основных формах: компенсирующего вида (реализуется путём организации специальных групп и необходимой среды для детей с ОВЗ) и комбинированного вида (реализуется путём непосредственного включения детей с ОВЗ в состав групп, где занимаются дети, не имеющие от возрастной нормы отклонений).
Слово «инклюзия» («включение») звучит часто на сегодняшний день.
Но, как показывает практика и изходя из своего личного опыта я могу сказать, что родители здоровых детей не готовы принимать в группе дошкольного учредения ребенка с ограниченными возможностями здоровья т. к они считают, что это негативно влияет на образование своего ребенка. В то время, когда родители детей с особыми образовательными потребностями стремятся создать «здоровую» среду для своего ребенка и максимально расширить зону его актуального развития. Также внедрению принципов инклюзивного обучения мешает недостаточная материально-техническая оснащенность общеобразовательных учреждений (отсутствие пандусов, подъемников, лифтов). Кроме того, большенство воспитателей не готовы к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Многие педагогические работники не имеют специальной подготовки в области коррекционной педагогике, специальной психологии. У них не хватает представлений о психических и физических особенностях детей с ОВЗ. В штате многих массовых учреждений отсутствуют специальные кадры (логопеды, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тьюторы, медецинские работники). Обучение особых детей с сохранным интеллектом и детей с тяжелой умственной отсталостью должно вестись по абсолютно разным программам, но они пока недостаточно разработаны. Я уже не говорю о том, что нужно обязательно написать отдельную инклюзивную образовательную программу, разработать кучу положений, инструкций и. т. д.
Именно поэтому педагог и должен стать координатором инклюзивного процесса в детском коллективе в сотрудничестве с командой специалистов, администрацией.
На мой взгляд, педагогу в инклюзивной образовательной среде важно иметь практику в самостоятельной проектной деятельности, навыки разработки образовательных планов для конкретного ребёнка, группы. Но самое главное, педагог должен творчески перерабатывать образовательный план, адаптировать свои методы обучения с учётом особенностей детей. Это одна из важнейших педагогических компетенций педагога, которая особенно ценна и необходима, когда педагог работает с ребёнком с ОВЗ.
Итак, безусловно, профессионализм педагога – это основной фактор успешности инклюзивного образования, основной, но не главный! Это моё мнение. Если ты отличный специалист, но равнодушен, безразличен и результат своей работы оцениваешь лишь в % качества и обученности, то тебе не следует работать с детьми с ОВЗ.
В заключение хочется сказать, инклюзивное образование обеспечивает максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребенка; формирует у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения. Я считаю, что в ходе инклюзивного образования происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей. Мое мнение, что инклюзивное образование станет неотъемлемой частью нашего общества. Не исключены и ошибки, но хочется верить, что здравый смысл и доброта спасут этот мир.