Нина Суворова
Организация инклюзивного образования в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Инклюзивное в ДОУ является одним из видов специальной организации образования для оказания комплексной педагогической и социально-психологической помощи детям с ограниченными возможностями в развитии по внедрению в среду типично развивающихся сверстников.
Публикация «Организация инклюзивного образования в детском саду» размещена в разделах
В ст. 2 ФЗ №273 «Об образовании в РФ» дано определение, что «Инклюзивное образование –обучение лиц с ОВЗ и инвалидов с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечении коррекции нарушений развития и социальной адаптации в общеобразовательной организации».
Цель: Создание оптимальных условий детям с разными возможностями для формирования и развития их жизненных компетентностей, способствующих социальной адаптации и интеграции в общество.
В МБДОУ созданы все условия для успешной интеграции детей с нарушением развития среди нормально-развивающихся сверстников. В течение дня дети взаимодействуют друг с другом не только на занятиях, но и во всех видах деятельности, т. е. происходит интеграция во всех направлениях. Дети с ОВЗ привыкают к обществу сверстников с нормальным развитием, учатся взаимодействовать с ними.
Инклюзивное образование в ДОУ реализуется через комплексный подход.
С каждым ребенком работает многопрофильная команда: заведующий МБДОУ, старший воспитатель, воспитатели, учитель - логопед, учитель- дефектолог, педагог- психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
В 2017 году детский сад участвовал в государственной программе «Доступная среда».
Произведён текущий ремонт крылец, замена напольного покрытия в физкультурно-музыкальном зале, оборудовано санитарно-гигиеническое помещение
Доступ в здание корпуса 1 обеспечен обустройством пандуса, расширением дверных проёмов в здание, группу «Теремок», физкультурно-музыкальный зал.
Для создания условий успешной интеграции в образовательный процесс воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов приобретено специальное, в том числе, учебное, реабилитационное и компьютерное оборудование:
интерактивная доска с комплектом программного обеспечения;
мультимедийная установка;
документ-камера;
комплект для формирования элементарных математических представлений, развития логики, мышления;
игры Никитина;
комплект Сборики;
набор Дары Фрёбеля;
комплект сенсорных мячей;
мольберт прозрачный для рисования;
стол для песочной анимации;
панель тактильная акустическая. Это далеко не весь перечень оборудования, который используется в образовательном процессе.
Созданные специальные условия позволяют успешно решать задачи инклюзивного образования.
В ДОУ работает служба сопровождения участников образовательного процесса.
Основные направления работы службы:
комплексное изучение проблем ребенка междисциплинарной командой специалистов и определение возможностей и потребностей ребенка в психологической, коррекционно-педагогической и социальной помощи; оказание комплексной психолого-педагогической помощи по внедрению в среду типично развивающихся сверстников в виде психолого-педагогической коррекции и социальной реабилитации детей с ОВЗ;
проведение коррекционно-развивающего обучения в форме индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий;
консультирование и обучение родителей по вопросам воспитания детей с ограниченными возможностями в развитии в условиях семьи;
методическое руководство и оказание помощи педагогам по включению детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду;
разработка и составление адаптированной образовательной программы.
Организована работа ПМПк.
Заседания ПМПк проводятся 4 раза в год. Во время проведения, которых идёт обсуждение уровня развития ребёнка, его динамики, достижений, трудностей, поставленных целей, выбор форм работы, решается вопрос об адекватных формах развития. Корректируются образовательные маршруты и адаптированные программы с учетом особенностей детей, то есть отслеживается развитие ребёнка.
Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах инклюзивного образования одна из задач педагогического коллектива.
Организована методическая помощь педагогам. Проводятся консультации, семинары, мастер-классы, педсоветы которые помогают решить многие педагогические вопросы и избежать ошибок в воспитании детей и развитии инклюзивного образования в ДОУ
Важно, что положительные результаты достигаются длительной работой и в тесном сотрудничестве всех участников образовательного процесса.
Педагоги накопили определенный багаж знаний по работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности. Они принимали участие в семинарах и конференциях, на которых делятся опытом своей работы. Районный семинар для педагогов «Теория, практика и перспективы инклюзивного образования» проведён в феврале 2017 года.
Положительные отзывы о семинаре: участники семинара познакомились с теоретическими и практическими основами организации инклюзивного образования в детском саду.
«Чтобы узнать ребёнка, надо хорошо узнать его семью»- В. А. Сухомлинский.
Одной из основных форм работы в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ занимает работа с семьёй.
Основная цель работы - помочь родителям овладеть практическими знаниями и умениями, которые помогут в процессе воспитания ребёнка.
В результате рождения ребёнка с ОВЗ отношения внутри семьи, а так же контакты с окружающим социумом искажаются. Причины подобных искажений связаны с психологическими особенностями ребёнка с ОВЗ, а также с эмоциональной нагрузкой, которую несут члены его семьи в связи с длительно действующим стрессом. Поэтому в работе с семьё й должны присутствовать два направления: оказание помощи семье с целью содействия установления психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;
реализация программы образовательных мероприятий (консультаций, практикумов, мастер-классов) для родителей с целью расширения взаимодействия с ребёнком и раскрытия его потенциальных возможностей.
Взаимодействие педагогов с родителями направлено на приобщение родителей к педагогическому процессу, понимание в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ, уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения, расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения, объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка с ОВЗ, разнообразные занятия совместной деятельности детей с ОВЗ и родителей.
Реализован социальный проект "Дорога добра» детско-родительской группы. В рамках проекта проведено родительское собрание - диалог с руководителем детского сада и специалистами службы сопровождения «Возможности инклюзивного образования», совместные развлечения «Вместе с мамой", к празднику 8 марта, «В гостях у ёлочки», круглый стол "Традиции моей семьи"
Успешное решение задачи создания единого пространства развития ребёнка, мы видим только при объединении усилий семьи и детского сада, выстраивая отношения с родителями на основе диалога, открытости и партнерства.
Сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную эмоциональную и нравственную семейную атмосферу и, способствует повышению компетентности родителей.
В детском саду проводится Всероссийская декада инвалидов, посвящённая Международному дню инвалидов, ставшая традиционной. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся беседы к дню инвалида «Мир спасёт доброта», показ презентаций об инвалидах, выставки, театрализованные показы, просмотр мультфильмов, оформление тематических стендов. Дети посещают мероприятия, проводимые обществом инвалидов.
По инициативе Союза общественных организаций инвалидов Архангельской области проводится Неделя инклюзивного образования.
Цель проведения Недели - напомнить общественности, педагогическому сообществу, органам власти необходимости создания условий для совместного обучения всех детей, вне зависимости у них ограничений.
По отзывам участников «Недели инклюзивного образования», в детском саду созданы условия для понимания и принятия друг другом всех участников образовательных отношений. Отмечают активное включение детей, родителей, специалистов, администрации детского сада в совместную деятельность. Организовано межведомственное взаимодействие с учреждениями и организациями, решающими вопросы сопровождения семей детей-инвалидов.
Инклюзивный детский сад-это сад равных возможностей. Где все дети, в том числе и с ОВЗ, обеспечиваются поддержкой, которая позволяет добиваться успехов, ощущать безопасность, ценность совместного пребывания в коллективе.