Людмила Георгиевская
Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Инклюзивное образование – образование, которое каждому ребенку, несмотря на имеющиеся физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные и другие особенности, предоставляет возможность быть включенным в общий (единый, целостный) процесс обучения и воспитания (развития и социализации, что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества.
Публикация «Особенности инклюзивного образования и коррекционной работы в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС до» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Ограничение возможностей здоровья – это любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонение от них, влекущее полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность.
Инклюзия предполагает включение детей со специальными образовательными потребностями в массовые учреждения, где считается важным снятие всех барьеров на пути к полному участию каждого ребенка в образовательном процессе.
Такая форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса :
- детей с ограниченными возможностями здоровья и их родителей,
- нормально развивающихся воспитанников и членов их семей,
- педагогов и других специалистов образовательного пространства.
Поэтому деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами и специалистами, так и между детьми с ОВЗ и их здоровыми сверстниками.
Введение инклюзии в образовательную систему не должно приводить к уменьшению значения специального образования. Инклюзивное образование выступает как одно из направлений образования, оно является одним из
вариантов предоставления образовательных услуг ребенку с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание инклюзивного образования и коррекционной работы включается в Программу, данный раздел должен содержать специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, механизмы адаптации Программы для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития (ФГОС ДО, п. 2.11.2).
ФГОС направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от их особенностей (в том числе и ограниченных возможностей здоровья). Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Основные принципы построения инклюзивного образования
в дошкольном образовании :
1. Раннее включение в инклюзивную среду.
Это обеспечивает возможность первоначального формирования способностей к социальному взаимодействию.
2. Коррекционная помощь.
Ребенок с нарушениями развития обладает компенсаторными возможностями, очень важно опираться на них в построении образовательно-воспитательного процесса. Как правило, ребенок с ОВЗ может быстро адаптироваться к социальной среде, однако, он требует организации поддерживающего пространства и специального сопровождения (что также выступает в качестве условий, учитывающих его особые потребности).
3. Индивидуальная направленность образования.
Ребенок с нарушениями развития может осваивать общую для всех образовательную программу, что является важным условием его включения в
жизнедеятельность детского коллектива. При необходимости разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут в зависимости от особенностей, глубины дефекта и возможностей ребенка. Использование индивидуально-ориентированных программ будет способствовать решению задач максимального включения ребенка с ОВЗ в среду своих сверстников.
4. Командный способ работы.
Педагогам, специалистам и родителям необходимо работать в тесной взаимосвязи, что предполагает совместное построение целей и задач деятельности в отношении каждого ребенка с ОВЗ, совместное обсуждение особенностей ребенка, его возможностей, процесса его движения в развитии и освоении социально-педагогического пространства.
5. Ответственность и активность родителей за результаты развития.
Немаловажную роль в процессе инклюзивного образования играют родители детей. Им должна быть предоставлена возможность принимать активное участие в обсуждении динамики и коррекции педагогического процесса. Очень многим родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы примитивные знания о физиологии и психологии подобных детей. Это необходимо для того, чтобы родители осознали важность правильного выбора начального образования для своего ребенка.
Для получения качественного образования детьми с ОВЗ создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных подходов, методов, способов, способствующих получению дошкольного образования.
Специальные условия для получения образования детей с ОВЗ :
1. Использование специальных программ и методов обучения и воспитания.
2. Использование специальной литературы, пособий, технических средств и дидактических материалов для коллективного и индивидуального обучения.
3. Предоставление услуг ассистента (тьютера, оказывающего воспитанникам необходимую техническую помощь.
4. Средства коммуникации и связи, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности.
5. Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий.
Для коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, осваивающими Программу совместно с другими детьми, должны создаваться условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ (ФГОС ДО п. 3.2.7)
Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей – инвалидов должна быть доступна и обеспечивать их во всех основных видах детской активности (ФГОС ДО, п. 3.3.4-5).